Сплав на байдарке по реке Ворскла

IMG_4381Краткий план маршрута.

  1. Опошня (старт).
  2. Михайловка
  3. Полтава
  4. Старые Санжары
  5. Новые Санжары
  6. Железнодорожная станция Белики (линия Полтава – Кременчуг). Финиш.

 

Я решил пройти речной маршрут, описанный в атласе водного туризма СССР (1979 год издания). Я выбрал наиболее живописный, как мне показалось отрезом маршрута «станция Кириковка – река Днепр».

Добрался до поселка Опошня я автобусом из Полтавы, куда приехал поездом (пересадка в Харькове). Опошня, как оказалось, довольно уютный поселок, расположенный среди живописных лесных массивов, рядом чудесная река, то есть природа там восхитительная, особенно по нашим временам. Последний раз я видел такие пейзажи, когда ехал  на машине во Францию через Польшу и Германию. На местном пляже я собрал байдарку, спустился на воду, но прежде плотно позавтракал.

Многие считают, что Ворскла одна из самых живописных равнинных рек Украины. К берегу то и дело походят вплотную лесные массивы, состоящие в основном из сосны, березы, дуба, тополя, ольхи. Тополь и ольха преобладают на болотистых участках реки, там обычно широкое русло, течение не заметно, берега низкие. Речь идет о заболоченных территориях, расположенных перед плотиной гидростанции или шлюза. В районе автодорожного моста, на левом высоком берегу, я обнаружил несколько красивых беседок, лавочки, навесы от дождя, которые построили работники местного лесничества. Река с высокого берега, поросшего строевыми соснами, выглядит замечательно, я не удержался, сделал там несколько фото, прогулялся, огляделся вокруг. Можно уверенно сказать, что Ворскла – это, наверное, самая уютная и подходящая река для сплава на байдарке, отдыха на природе, любительской рыбалки. На своем водном пути я то и дело встречал компании отдыхающих на реке, ведь каждые сто метров отличный песчаный пляж, от которого до соснового леса рукой подать, вода в реке чистая, то есть самые, что ни есть, курортные места.

Несколько раз за день я видел бобров, некоторые подпускали меня довольно быстро, что дало мне возможность хорошо рассмотреть речных зверьков. Было, что я вспугивал диких уток, цапель, прочую живущую у воды птицу. Погода до двух часов дня была просто сказочной, светило солнце, но не было жарко, дул слабый, приятный ветер, после пошли капризы природы. Небо понемногу стало замазывать тучами. Я все-таки надеялся, что дождя не будет, дождевые тучи исчезнут так же быстро, как и появились на небе. В районе трех дня я сделал остановку, пришвартовался к оккупированному сосновым лесом крутому берегу. Причалил я к песчаному берегу небольшого, искусственного пляжа, вырытого в крутом берегу с помощью лопаты. На сам же берег вела выложенная сосновыми чурбаками лестница, кто-то смастерил даже специальные перила, чтобы легче было взбираться на крутой берег. Место было красивое, кругом старый сосновый лес. Осмотрев все вокруг, я сделал заключение, что это обжитое, довольно популярное место отдыха, чуть в стороне виднелась хорошо накатанная лесная дорога.

IMG_4413

Я предпочитаю «заниматься кухней» рано утром или вечером, в перерывах между сплавом и сном, но в тот день сделал исключение. Обязан такому решения тому, что при осмотре поросшего лесом берега я обнаружил несколько сыроежек, то есть понял, что там растут грибы, причем, хорошо мне известные съедобные грибы. Я за какие-то полчаса собрал несколько десятков молодых, не червивых сыроежек. Сыроежки – грибы довольно нежные, шляпки довольно ломкие, плохо переносят транспортировку. Я решил приготовить грибной суп-кашу ( кухня Франция), а может это блюдо принадлежит другой кухне, точно не могу сказать.

Беря в расчет то, что я находился среди соснового леса, забитого отличным топливом для костра, а котелок был пуст, то есть все равно вечером мне необходимо было приготовить кашу, я принялся за обустройство кострища.

В котелок я положил почищенные, тщательно вымытые от песка грибы, гречневую крупу, приправы, все это залил водой. Как только каша с грибами закипела, я сбавил в костре пламя. В котелок вылил три столовых ложки подсолнечного масла. Все это варилось-томилось на горящих углях больше часа, в итоге вышло замечательное блюдо, хотя на природе, да с голоду, все кажется замечательным. Только я снял с огня котелок с ароматной кашей с грибами, как зарядил дождь, сначала мелкий, а потом, через 10 минут дождь разошелся, начался настоящий ливень, да еще и с грозой. Я еле успел заварить чай, костер полностью залило водой за считанные минуты. Благо, что там был небольшой сколоченный из толстых веток навес от дождя, обтянутый сверху клеенкой, именно там я был вынужден пережидать дождь, который бушевал более часа. Мои вещи остались сухие только благодаря фартуку и заглушкам, которые я успел вовремя натянуть на кокпиты, пока дождь не залил лодку.

Читайте также:  [:ru]Как организовать незабываемый вечер на борту яхты[:ua]Як організувати незабутній вечір на борту яхти[:]

Продолжил сплав я только в пять часов, после того, как дождь окончательно прекратился. До самого вечера погода стояла пасмурная, в любой момент мог обратно зарядить спорный летний дождь. Я плыл вдоль густо поросших деревьями берегов, огибал упавшие в реку деревья, если те преграждали мне путь, иногда делал остановки, чтобы отдохнуть, утолить жажду. Фотоаппарат я достал из водонепроницаемого чехла только к восьми часам вечера, когда небо прояснилось, появилось солнце. В тот вечер я сделал не более десяти фотографий. Я сфотографировал плотину гидростанции в окрестностях поселка Михайловка, березовую рощу, раскинувшуюся вдоль берега, небольшую дубраву. Последнюю на тот день водную преграду я преодолел без посторонней помощи, рыбаков по близости не было, видно испугались дождя. Транспортировка байдарки, вещей заняла тридцать минут, плюс десять минут я израсходовал на разработку маршрута обноса, безрезультатные поиски помощника.

IMG_4510

Световые дни в июне длинные, потому я стал подумывать о стоянке на ночь только в половине десятого вечера, миновав автодорожный мост, останки мельницы. На ночь я устроился на немного крутоватом берегу, на окраине небольшой березовой рощи, в трех километрах, за большим полем, виднелись крайние дома какой-то деревни. Первое, что я сделал, это перенес на берег из лодки вещи, после перетащил туда же и саму байдарку, весло. Все вокруг было достаточно влажным, ведь днем прошел хороший дождь, потому ужин прошел без традиционного горячего свежезаваренного чая, посиделок у горящего костра. Я за несколько минут поставил палатку, в палатку перетащил все свои вещи, а весло и пластиковую бутылку с питьевой водой спрятал под байдаркой, которая мирно лежавшей рядом, в траве, вверх дном. Полчаса перед сном я провел в сети Интернет, нужно было разузнать, как оформляется  страховка для поездки в Европу, сколько стоит и так далее.

Утро третьего дня сплава по Ворскле началось очень обнадеживающе, туч на небе я не заметил, ветра тоже не было, только слабый туман, который быстро и незаметно растаял в лучах солнца. Погода меня в тот день ни разу не подвела, благодаря чему я смог преодолеть хорошую дистанцию. Первую половину дня я плыл по уютной, не глубокой, извилистой реке, оставляя за кормой сосновые леса, березовые рощи, манящие песчаные пляжи. Ворскла на данном отрезке – это достаточно мелкая река, течение среднее, иногда видны небольшие стремнины, дно песчаное, плеса частично покрыто водорослями, участков требующих проводки, обноса практически нет. На моем пути был, правду говоря, один небольшой затор, что образовался из крон подмытых течением деревьев, но его вряд ли можно было назвать серьезной водной преградой даже для байдарочника-одиночки. Обнос занял у меня всего 10 минут.

IMG_4574

В районе двух часов дня, миновав пару поселков, я причалил к поросшему сосновым лесом берегу, чуть в стороне находились здания какого-то пансионата. Небольшой, но ухоженный пляж был совершенно безлюден, в нескольких десяткам метров стояла машина, рядом на берегу согнулся над удочкой ее владелец. Сам пляж был оборудован небольшой железобетонной пристанью, лестницей с металлическими перилами, то есть там был цивилизованный спуск к воде, что в условиях высокого, обрывистого берега является существенным плюсом. Байдарку я пришвартовал к кроне растущего у самой воды небольшого деревца, котелок с кашей, туристическую сумку занес на берег. Среди высоких сосен я обнаружил самодельный столик, пару лавочек, чуть в стороне выложенное камнем-дикарем кострище. Я начал готовится к обеду, изначально организовал небольшой костер, дабы приготовить чай, разогреть на огне кашу. Теплая каша кажется вкуснее, да и желудку после ее употребления меньше работы. С удовольствием представил, как буду вкушать через месяц другой более изысканные яства,  французская кухня — это рай для гурмана. Организация костра не забрала много времени, рядом был сосновый лес, полный замечательного смолистого хвороста, шишек. Все это очень хорошо и жарко горит, плюс сосна, в отличие от осины или тополя, не стреляет.

Покончил с обедом я через час, после решил немного поплавать в реке, дабы немного охладится. Течение там небольшое, русло достаточно широкое, метров 50, а может и все 70 метров, глубоко. В воде я пробыл минут двадцать, вода теплая, температура не ниже 24 градусов. На берег я решил забраться не по бетонной лестнице, а по извилистой, крутой тропинке, десятью метрами правее, рядом рос огромный куст бузины. Именно возле этого самого куста я обнаружил пятью минутами позже змеиную шкуру, то есть я сообразил, что там водятся гадюки, которых я, к счастью, не обнаружил. Я, естественно не планировал устраивать дневку, потому покончив с обедом, залил костер, сумку и котелок отнес обратно в лодку, отшвартовался и продолжил прерванный на обед сплав.

Читайте также:  Отчет о сплаве на байдарке по реке Десна

Я неоднократно проплывал базы отдыха, хорошо оборудованные рекреационные центры, оставил за кормой еще несколько поселков, частично застроенных коттеджами. Все вокруг свидетельствовало о том, что я неумолимо приближаюсь к большому городу, чем ближе я подплывал к Полтаве, тем полноводней, шире становилось русло реки. Берега живописной реки становились все более многолюдными, со всех сторон доносились веселые голоса отдыхающих компаний, музыка, что доносилась из колонок автомобильных магнитол, радостные крики детей.

В окрестностях Полтавы, областного центра, Ворскла выглядит потрясающе, русло в некоторых местах достигает широты в два-три километра. Как я понял, пляжный отдых очень развит в Полтаве, в городе несколько официальных пляжей, множество диких пляжей. В черте города сплав проходил достаточно сложно, сильно мешал гнавший волну встречный ветер, мотающиеся туда-сюда водные мотоциклы, катера. Все же в районе восьми вечера я заметил очертания плотины гидростанции, а значит, я добрался до пригорода Полтавы, поселка Новые Млины, то есть шумный многолюдный город остался позади. Между прочим, я сделал вывод, что в окрестностях Полтавы можно вполне неплохо отдохнуть, плюс не нужна  туристическая виза во Францию, что немаловажно, специальный страховой полис.

IMG_4594

Обнос там довольно не простой, но мне повезло, я нашел помощника. Байдарку обносили по правому берегу, протяженность обноса 300-400 метров. Нужно было полностью обойти территорию гидростанции, после еще топать до территории пляжа. Только там можно, без риска сломать шею, спуститься с дамбы к воде.

Я был просто поражен, насколько разительно окружающий меня ландшафт изменился, когда я очутился по другую сторону плотины, отплыл от гидростанции на несколько сот метров. Русло реки стало узким, на некоторых участках ширина не доходила до пяти метров, мелко, иногда настолько, что приходилось лавировать между отмелями. Русло Ворсклы там сильно поросшее водорослями. Неоднократно русло раздваивалось, и я огибал небольшие красочные песчаные островки. Я в тот вечер продолжал сплав до упора, то есть махал веслом до самых сумерек, очень хотелось завершить на следующий день, начатое мною три дня назад, водное путешествие.

В тот вечерь мне очень повезло с ужином, то есть я успел установить палатку, приготовить на костре дневную порцию рисовой каши, чай еще до дождя, который зарядил в районе одиннадцати часов вечера. Я только забрался в палатку, как первые капли застучали по ее водонепроницаемой крыше. Всего за десять минут мелкий, прерывистый дождь превратился в яростный ливень. Закончился дождь только утром, часов в шесть. С палатки я выбрался только через час, ждал, пока ветер немного все вокруг просушит, собьет с листьев растущих кругом деревьев росу.

Четвертый день любительского сплава по Ворскле прошел для меня не менее ярко и динамично, чем предыдущий день, я с успехом преодолел несколько водных препятствий, сделал много фотографий, а еще увидел немало красот реки. Я получил хороший заряд эмоций, когда обнаружил переплывающего реку всего в десяти метрах от носа байдарки дикого кабана. День в плане новых впечатлений, красивых речных пейзажей, был довольно насыщенным, а вот погода в тот день явно подкачала, за день три раза разряжался кратковременный проливной дождь. Очень пригодился дождевик, без него, наверное, мне вряд ли бы удалось избежать переохлаждения и последующей простуды.

На первом часу сплава, в районе девяти утра, я миновал раскинувшийся в сосновом лесу, детский лагерь.

Неоднократно приходилось огибать поросшие старыми дубами участки леса, березовые рощи, сосновые леса, заросли черемухи. Река делает много поворотов, обычно на каждом повороте как минимум один песчаный пляж или песчаная коса. Я на одном таком пляже сделал небольшой привал, немного поплавал в неостывшей после дождя воде. Место я выбрал на повороте, где русло шире обычного, пару раз переплыл реку, плавал с одного дикого пляжа на другой, расположенный на противоположном берегу. Интересно,  где отдохнуть во Франции на море, чтобы подальше от туристов, только девственная природа. Думаю, если нет яхты, такое место отыскать крайне сложно.

В районе двенадцати я миновал оригинальной конструкции строение, небольшой отель, построенный возле самой реки. Здание выполнено в классическом народном стиле, то есть это полная имитация водяной мельницы, есть даже водяное колесо, которое приводит в движение течение реки. Владелец мини-отеля построил небольшую водозаборную дамбу, благодаря чему создается необходимое течение в районе металлических лопастей водяного колеса. По-видимому, крутящий момент от водяного колеса передается на вал электрогенератора, который преобразует механическую энергию в электричество. Я не удержался, чтобы сфотографировать водяную мельницу, здание отеля.

Читайте также:  Одиночный сплав на туристической байдарке по реке Горынь

Погода была не жаркой, потому я редко делал остановки, чтобы окунутся в реке, глотнуть воды. Привал на обед сделал в окрестностях поселка Старые Санжары, костер не разводил, съел порцию холодной рисовой каши, сдобренную кетчупом, бросил в рот пару пряников, все это я запил водой с пластиковой бутылки. Речь идет о питьевой воде, которой я запасся еще в поселке Кириковка. Вторая половина дня выдалась более напряженной, я пережил два хороших дождя, в районе пяти часов преодолел плотину гидростанции в окрестностях поселка Новые Санжары. Обнос там несложный, можно обносить и по правому и по левому берегу, я выбрал второй вариант, справлялся без посторонней помощи, потерял на обносе 35 минут.

Могу отметить, что Новые Санжары – это достаточно развитый в плане пляжного отдыха, регионального туризма поселок. Берега реки в окрестностях деревни укреплены диким камнем, я зафиксировал несколько кафе, ресторанов, построенных на береговой линии, как минимум две базы отдых, оборудованный раздевалками, беседками пляж. Расстояние от Старых Санжар до Новых Санжар по реке чуть менее 40 километров. От деревни Новые Санжары до поселка Белики, конечной точки моего речного путишестия примерно три часа ходу на байдарке. Данный отрезок я прошел без приключений, благополучно преодолел речной затор, все обошлось без обноса, ограничился проводкой у самого края берега.

Моя байдарка причалила к центральному пляжу поселка и железнодорожной станции по совместительству под названием Белики в районе восьми вечера. Пляж находится перед однорядным железнодорожным мостом, сразу за раздевалками небольшой луг, за которым начинается сам поселок. Я был рад, что сплав удачно завершен, я доплыл туда, куда хотел, не повредил лодку, не порезал ногу и так далее. Теперь вернусь домой, буду морально готовиться к путешествию во Францию,  обмен автомобильных прав, надеюсь, не займет много времени.

Одноименная железнодорожная станция находится с другой стороны села, с пляжа до железнодорожного вокзала можно пешком добраться за 45 минут, если без остановок, естественно. Я собрал байдарку в рюкзак, упаковал в туристическую сумку все, что не поместилось в рюкзак. Покинул пляж я только через час, до вокзала направился по тропинке вдоль железнодорожного полотна, дабы зря не петлять по деревне. Не прошел я и ста метров, как зарядил дождь, не дождь, а настоящий летний ливень. К тому времени, как я успел добраться к железнодорожной станции, дождь прекратился, но меня это уже мало волновало.

Я умудрился по пути на вокзал хорошо шлепнуться в лужу, изрядно выкачаться в жирной глинистой почве. Вид у меня, когда я зашел в зал ожидания вокзала, был не очень «презентабельный». Я потратил почти полчаса на то, чтобы придать себе более-менее цивилизованный вид, сменил футболку, носки. Мне повезло, что зал ожидания был пуст, я был там в тот момент единственной живой душой. Пригородный поезд Полтава-Кременчуг отправлялся в четыре утра, то есть времени у меня было не меряно. Все же ночь на вокзале прошла нормально, через час начали появляться люди, кто-то спешил на пассажирский поезд Одесса-Харьков, кто-то встречал прибывших пригородным поездом из Кременчуга. Незаметно ночь и пролетела, ровно в четыре я забрался в пригородный поезд Полтава-Кременчуг, а с Кременчуга, с одной пересадкой, добрался до родного города.

В заключении могу честно отметить, что сплав по Ворскле прошел для меня нормально, не слишком благоприятная погода во внимание мною не берется, теплый летний дождь для любого байдарочника не является проблемой. Река очень живописная, яркая, невероятно уютная в плане пляжного отдых, не требует от туриста-водника каких-либо специальных навыков сплава. Водные преграды встречаются довольно редко, обносы не сложные, главное предварительно изучить местность, выбрать оптимальный маршрут обноса. Полагаю, что через несколько лет можно будет повторить данный маршрут по Ворскле, дабы еще раз насладится красотами Полтавской области. Удачи!