Сплав на байдарке по реке Случ

IMG_5465Изначально предлагаю краткий план маршрута сплава.

 

  1. Новоград Волынский                                           0 км.
  2. Городница                                                             45  км.
  3. Сосновое                                                                75  км.
  4. Березне                                                                   115 км.
  5. Тынне                                                                     145 км.
  6. Сарны Ровенская область, (финиш)                175 км.

 

Речка Случ, как я прочитал в справочнике водного туризма, это одна из самых живописных, интересных для прохождения на байдарке рек северо-западной части Украины. Я решил пройти популярный маршрут от города Новоград-Волынского (Житомирская область) до районного центра Сарны (Ровненская область), протяженностью 175 км. Стоит добавить, что двумя месяцами раньше я уже совершил сплав на каяке по каналам Луары (Франции), к своему негодованию выяснил, что  аренда авто во Франции более простая задача, чем взятие на прокат обычной туристической байдарки, но об этом в следующей статье. По речке Случ я мог себе позволить сплавляться на собственном речном транспортном средстве. Провоз байдарки в Украину особого труда не составляет.

Добрался до Новограда Волынского поездом, дальше немножко подъехал к реке городским автобусом. На сбор байдарки ушло 40 минут, плюс 30 минут я потратил на завтрак, небольшой отдых, после чего начал сплав. День выдался поистине «не ласковый», хмурый, холодный, временами заряжал мелкий противный дождь, причем такая не благоприятная для туризма погода продолжалась до трех часов дня. С другой стороны лодка быстро рассекала в пределах допустимого поросшую водорослями водную гладь, я быстро находил стремнины, которых после старался придерживаться, ведь это лучший способ экономить силы, не рвать раньше времени жилы.

Ближе к одиннадцати часам дня я увидел очертания старого автодорожного моста, находящегося в ужасном состоянии. Полагаю, что последний раз по нему машина проехала лет двадцать-тридцать назад, теперь он играл роль пешеходного моста, хотя я бы несколько раз подумал, прежде, чем ступить на это безобразное железобетонное сооружение. В некоторых местах бетона вовсе не было, идти нужно было по ржавым прутьям старой арматуры, перила частично отсутствовали. Двумя километрами ниже я заметил на левом берегу очертания домов какой-то деревни. Большинство строений было  брошено, похоже, село постепенно вымирает. Мое внимание привлекли несколько яблонь, растущих на высоком берегу, остатки фруктового сада, сам участок и находящийся в поблизости дом были по всему видно давно заброшены. Небольшой сарайчик, что находился там же, давно стоял без крыши, все вокруг поросло крапивой, чертополохом. Там я быстро пополнил запасы фруктов, насобирав отличных яблок, товарного вида слив.

IMG_5483

Начиная со второй половины дня, продвижение по реке стало усложняться, все чаще стали на глаза попадаться торчащие из воды, береговой линии камни. Вспомнилась  поездка во Францию, сплав по местным речным артериям. По опыту я знал, что такие камни лучше обходить осторожно, на малом ходу. Мне пришлось пройти два моста-шлюза, потребовавших кропотливой проводки, несколько довольно противных перекатов.

В тот холодный день я делал еще две остановки на отдых, последняя в районе шести часов, к вечеру стало немного теплее, даже солнце появилось. Окружающий меня ландшафт стал быстро меняться, непонятно откуда стали возникать огромные холмы, утыканные огромными кусками гранита. Еще через час холмы превратились в величественные каменные каньоны, чем дальше я плыл, тем причудливей, величественней становился пейзаж, я понял, что уже недалеко до Городницы. Начинался самый интересный и красивый участок речного маршрута, который местные еще называют «Швейцария на Случе» или «Случанская Швейцария». Гранитные каньоны в некоторых местах достигали высоты многоэтажного дома, густо были поросшие различными породами деревьев, кустарником, что придавало им весьма необычный для этих мест вид, создавало непередаваемую ауру. Моему фотоаппарату в тот вечер пришлось хорошо пощелкать.

Искать место для ночевки мне пришлось долго, берега реки были наводнены компаниями отдыхающих, горящие костры, палатки, припаркованные на берегу машины были то тут, то там. Не удивительно, ведь был пятничный вечер, то есть начало уикенда, многие решили выбраться на природу. Уже в глубоких сумерках я нашел место, а именно плато, над которым простирался поросший старым хвойным лесом крутой склон каньона. Было не просто затащить на плато, находящееся на высоте 10 метров над уровнем воды двухместную байдарку, рюкзак с вещами. В другой стороны место для ночлега было замечательным, рядом рос небольшой ельник, чуть поодаль несколько внушительного размера берез, дальше два дуба-гиганта. Палатку я решил установить на краю ельника, дабы защитить себя от ветра, возможного дождя, плюс место было идеально сухое, ровное, что тоже играет определенную роль.

Читайте также:  Отчет о сплаве на байдарке по реке Тетерев

Костер я развел быстро, ведь смолистые ветки, иголки и шишки ели воспламеняются без проблем, после горят жарко, дают отличные угли. Примерно за час с лишком я приготовил пищу, накипятил воды для чая, после еще с полчаса просто сидел и грелся возле костра, хвороста было просто тьма, в паре десятков метров лежали полностью сухие ели, вывернутые когда-то бурей с корнем. От нечего делать достал из рюкзака смартфон, запустил интернет браузер, меня интересовали, прежде всего,  отзывы о Франции наших туристов, их рекомендации относительно поиска жилья, подбора туристических маршрутов.

IMG_5579

Выбранное мною плато было практически недоступно с суши, разве что кто-то решится спуститься вниз по крутому каменному склону каньона вниз, вряд ли человеку без специального снаряжения, сноровки подобное доступно. Прежде, чем лезть в заблаговременно приготовленную палатку, я обложил кострище камнями, после закидал землей, ведь рядом хвойный лес.

Утро второго дня на реке было ясным, солнечным и немного прохладным. Ночевка прошла замечательно, я отлично выспался, отдохнул. День обещал быть интересным, сулящим много положительных впечатлений для меня, ведь мне предстояло пройти наиболее живописный и популярный среди туристов-водников участок речки, описания которого неоднократно приходилось читать в посвященных байдарочному туризму интерактивных ресурсах. В районе восьми утра моя байдарка весело рассекала речные воды. Уже через час я был под скалой, на которой виднелись останки древней крепости, а чуть дальше, на том же правом берегу я заметил очертания церкви, которую построили прямо на вершине каменного гранитного утеса. Купола сверкали позолотой на несколько километров, зрелище потрясающее. Проводка байдарки через рукотворную дамбу из камней заняла всего 15 минут, после подобных преград на маршруте уже не было.

Скалистые берега там действительно впечатляют своей крутизной, высотой, размерами, формой и так далее. Я сделал там немало классных фотографий, получил массу положительной энергии. К моему огромному сожалению красоты местной «Швейцарии» были мной пройдены практически за два часа. Как только я покинул окрестности Городницы, камни начали исчезать, ведь далее Случ неспешно течет среди лугов, иногда к речке подходят небольшие массивы соснового, березового леса. Камни на берегу я видел еще несколько раз, но того, что было несколько километров выше по течению, больше не наблюдалось. Дно было песчаное, берега тоже песчаные, течение стало еще стремительней, чем ранее, правда воды в реке было не много, сказалось засушливое, жаркое лето, характер местной песчаной почвы и тому подобное.

IMG_5589

За день я прошел дистанцию в шестьдесят километров, добравшись практически до поселка Березное. Река сильно измельчала, пришлось преодолеть массу мелей, иногда приходилось лодку проводить по мелководью, дабы не повредить днище об острые ракушки, которыми просто нашпиговано речное дно, а это потеря ходового времени. Неоднократно мною были замечены в реке торчащие с берега, песчаного дна останки деревьев, в частности огромных дубов, которые произрастали там сотни лет назад. Отдельные экземпляры просто восхищали своими размерами, я подобных гигантов в растущем виде не видел. Пару раз путь мне преграждали понтонные мосты армейского типа, которые я успешно обносил, благо, обнос всего несколько метров по песчаному пологому берегу. Все же я не жалею, что купил специальную страховку, считаю, что  оформление страховых полисов для туристов – это актуальный сервис. В процессе одиночного сплава может произойти все, что угодно.

Читайте также:  Одиночный сплав на туристической байдарке по реке Горынь

На участках, где глубже, а это обычно на поворотах, я плыл быстрее, если был уверен, что в воде нет скрытой угрозы в виде полузатонувшего дерева, останков деревянной лодки, элементов старого забора и тому подобного речного мусора.

В районе восьми, когда я уже начал серьезно подумывать об отдыхе, поиске места для ночевки, я заметил компанию байдарочников на правом берегу, лодки были вытащены на сушу, похоже те готовились к ночевке, было разбито четыре палатки, горел костер. Людей было человек 8-10. Место те выбрали удачное, пологий песчаный берег, к воде подходит старый сосновый лес, в непосредственной близости нет населенных пунктов. Да, если б не они, я б то место точно занял, но ничего не поделаешь, мне пришлось спускаться дальше, чтобы найти что-то подходящее и для себя, очень хотелось подобрать что-то подобное. Мне ужасно нравится ночевать в сухом, не заросшем кустарником старом хвойном лесу, где нет проблем с дровами, насекомыми, плюс важно, чтобы был удобный водозабор, если в планах приготовление пищи.

Не прошло десяти минут, как я нашел то, что хотел, оставив шумную компанию речных туристов позади, правда, берег там был крутоват. Мне пришлось попыхтеть, пока я поднял на склон высотой в 5-6 метров байдарку, прочее свое имущество. Место было очень живописное, старые сосны подходили к самой кромке обрывистого берега, внизу змеилась река, запах хвои, обилие озона просто пьянили. Я даже начал подумывать, а не провести помимо ночи там следующий день, то есть зависнуть еще на сутки, организовать полноценную дневку, возобновить в полной мере физические силы и тому подобное. Я знал, что до города Сарны, конечного пункта слава оставалось чуть более 60 километров, а это всего день пути, потому идея с дневкой была окончательно выброшена из головы. Вечер прошел обыденно, следующий вечер я планировал провести в мчащем меня в сторону дома рейсовом автобусе. Действительно это была последняя ночь, проведенная на берегу реки Случ, которая прошла, слава богу, как обычно, без приключений. Часть вечера я просидел над смартфоном, бродил по социальным сетям, интересовался так вопросом, как  мед страховка для визы, условия предоставления долгосрочной шенген визы, прочие имеющие отношение к предстающему долгожданному путешествию во Франции, Испанию вещи.

IMG_5597

Третий и заключительный день сплава начался для меня в половине седьмого, мне очень хотелось добраться до вечера в Сарны, провизия практически закончилась, телу требовался основательный отдых. Уже в семь утра я давил на весла. Отрезок реки от поселка Березное до населенного пункта Тынне мне понравился, много удобных для стоянки мест, берега песчаные, вода в реке довольно чистая, песчаное дно.

На пути от Березного до Сарн три понтонных моста, требующих обноса, два низко габаритных моста, требующих проводки, один небольшой перекат, есть очень мелководные участки, где байдарка под весом гребца цепляет дно. Как правило, понтонные мосты находятся в окрестностях больших сел. В районе десяти утра я завершил первый обнос подобного моста, справа, в 50 метрах виднелся крупный церковный комплекс, состоящий из церкви, большого трехэтажного строения, церквушки поменьше, хотя я в подобном деле не эксперт.

Обнос второго пешеходного моста занял чуть больше времени, сказалась усталость, покрытый сухим зыбучим песком берег. Было где-то в районе двенадцати, примерно в часе пути от поселка Тынне. Окружающий меня ландшафт обратно начал меняться в лучшую сторону, река огибала сосновые леса, ельники, которые в данных краях крайне редки. Единственное, что мне постоянно докучало, это маловодье, местами река превращалась в два, три ручейка, которые огибали песоченные острова причудливой формы. По низкой воде сплавляться проблематично, опасно, постоянно приходится изучать дно, дабы не наскочить на корягу, покрытый ракушками гребень мели.

Километром выше поселка Тынне, в районе полуразрушенного автомобильного моста я сделал кратковременную стоянку. На крутой берег залез со стороны соснового леса, плотно подходившего в том месте к реке. В лесу я обнаружил заросли ежевики, правда, ягод там было немного, но мне хватило. Немного углубившись в лесную чащу, я заметил очертания взорванных во времена войны немецких дзотов, их там было два, огромные, на бетонной поверхности до сих пор зияли отметины от пуль, осколков гранат. В районе Тынного я не раз еще после фиксировал подобные памятки прошедшей войны, после я узнал, что там была польская ставка, в окрестностях этого населенного пункта проходили серьезные бои.

Читайте также:  Одиночный сплав на байдарке по реке Десна

Сам населенный пункт Тынне, между прочим, райцентр, я оставил за кормой ближе к трем часам дня, сделав двухчасовой привал в окрестностях недавно построенного современного автодорожного моста. Мне необходимо было побриться, вымыться с мылом, почистить от сажи котелок, кружку из нержавейки, в которой я обычно кипячу воду для чая, кофе, упаковать перед дорогой некоторые вещи, в частности ночную одежду, спальник, палатку. В процессе вышеперечисленного я заметил, как ко мне подошли пару местных парней, стали ненавязчиво расспрашивать, куда направляюсь, откуда стартовал и так далее, все в этом русле. От них я узнал, что в             Тынне каждый год приезжают отдохнуть на реке поляки, возможно, это дань погибшим их дедам, погибшим 70 лет назад где-то в этих краях, не знаю.

IMG_5680

Оставшийся заключительный участок водного маршрута особых впечатлений у меня не оставил, река показала мне все, что могла, больше поразить меня ей было нечем, плюс высокий темп гребли, которого я изо всех сил пытался держаться. Мне очень хотелось успеть доплыть до Сарн до наступления сумерек, завидно собрать байдарку в рюкзак, быть на местном автовокзале до наступления полной темноты. Топать с такой увесистой ношей по незнакомому городу, да еще в темноте – это дело не простое, фонари не горят. Сложно себе представить подобную картину в той же Германии или Франции. Да, стоит только взглянуть на французские дороги, становить понятно, что  налоги во Франции расходуются строго по основному назначению. Я же вынужден был спустя пару часов пробираться в кромешной темноте дороге, как после бомбежки.

В окрестностях вышеупомянутого города к реке подступают живописные сосновые леса, там река выглядит очень уютно и приветливо. Я это отметил даже, несмотря на определенную усталость, спешку, в которой я заканчивал сплав по речке Случ. Долгожданный автодорожный мост, место финиша я увидел уже, когда начало вечереть, байдарку сушил, собирал под мостом, найдя походящее место. Байдарка и вещи были упакованы только к половине десятого, а это в конце августа практически ночь.

По темноте, неся на спине тридцатикилограммовый рюкзак с лодкой, в одной руке туристическую сумку со всем, что в вышеупомянутый рюкзак не влезло, я направил бетонным ступенькам, ведущим на  автодорожную дамбу. Добрался до центральной автобусной станции я через час. Пару раз пришлось останавливать прохожих, уточнять маршрут, город я не знал, ранее там никогда не был.

Все обошлось, я нашел автовокзал, примерно в двенадцать часов ночи я сел на проходящий рейсовый автобус, благополучно доехал до Киева, где меня ждала пересадка, еще несколько часов и я уже был дома. С уверенностью могу констатировать, что сплав по вышеупомянутой реке прошел удачно.

Данный маршрут рекомендую проходить в первой половине лета, мае, по высокой воде, можно спуститься и в августе или сентября, если лето выдалось дождливое, воды в реке много. Случ, повторюсь, река живописная, есть, на что водному туристу посмотреть, что сфотографировать на память, желательно иметь за плечами определенный опыт сплав по рекам с каменистым дном. Удачи!