Сплав на байдарке по реке Псел

IMG_1526Мечтал сплавиться по живописной реке Псел давно и вот позапрошлым летом осуществил задуманное, как раз перед поездкой во Францию (слышал,  что интересного в Париже много, вот и захотелось самому в этом удостоверится).

Добирался туда (деревня Ворожба), как и спустя три дня обратно (домой) через областной центр город Сумы. Непосредственно в деревню Ворожба заехал рейсовым автобусом, до речки уже добирался пешком, неся за спиной 30 килограмм, плюс еще 15 в спортивной сумке. Мне повезло, что было еще утро, не жарко, да и до реки от остановки автобуса было рукой подать. Собрал байдарку, упаковал вещи в лодку я спустя час, после решил позавтракать, окунутся в реке. Спустя полчаса мой байдарка рассекала воды реки Псел, я любовался местными пейзажами, делал фотографии наиболее приглянувшихся мне мест.

Речка протекала среди березовых рощ, массивных сосновых лесов, иногда берег устилали огромных размеров осины, клены, тополя. Время от времени попадались массивные кусты орешника, черемухи, дикие яблони, еще цветущие груши. Неоднократно я вспугивал диких уток, цапель, бобров, водяных крыс других неизвестных мне речных жителей. В тот день я также заметил пару лебедей, которые парили над водой в поисках укромного и безопасного места. На тот момент меня от стартовой точки моего водного турне отделяло более 100 километров по реке, именно потому местная фауна становилась более богатой, менее запуганной человеком, а природа красивее и чище. Вода в реке тоже существенно очистилась, стало заметно больше рыбы, речной птицы.

К середине дня я добрался до следующей гидростанции, обнос которой был намного короче, проще и забрал у меня всего 20 минут с учетом небольшого отдыха. Возможно, сказался полученный мною за прошедший день опыт транспортировки байдарки, остального багажа. Стоить сказать, что нести в одиночку по пересеченной местности разобранную двухместную байдарку задача не простая, ведь ноша габаритная, весит до 30 килограмм, хорошо взяться сложно. Оптимально транспортировать в одиночку лодку в такой ситуации на голове, как южно-американские индейцы, которые так поносят на длительные расстояния свои каяки. В таком положении я контролирую, куда ступаю, направление обноса, минимизирую физическую нагрузку на свое тело. Очень боялся поскользнуться, повредить ногу, покалечится, ведь в таком случае  тур во Францию, накроется, как говорят, медным тазом.

Оказавшись по другую сторону плотины, я сделал несколько фотографий, аккуратно обошел останки старого деревянного моста. Байдарка резво пошла по заметно оживившему руслу вперед. Река вилась среди плотно обступившего ее соснового леса. Роскошный лес (преимущественно сосна и береза) рос на довольно высоких берегах (высота 5-8 метров). Примерено в километре вверх по реке мною было обнаружено неплохо обустроенное место отдыха. Там был небольшой песчаный пляж, прямо над крутым шестиметровым берегом, в котором из бревен была сооружена лестница для подъема на берег, где росли сосны, несколько кустов орешника, старый дуб. Стоянка была несколько дней назад покинута, но видно было, что там отдыхали цивилизованные люди, мусора заметно не было. С сосновых бревен была сделана беседка, столик, лавочки. С высокого берега открывался неплохой вид на реку, песчаный обрыв противоположного берега.

Читайте также:  Отчет о сплаве на байдарке по реке Десна

В память мне врезалась расположенная на высоком берегу деревня. Место было удивительное, река узкая и глубокая, с крутыми поросшими столетними деревьями берегами. С другой стороны виднелась солидная березовая роща, ближе к воде заросли черемухи.

IMG_1562

Вторая половина дня была менее благоприятной в смысле погоды, чем первая, пару раз прошел небольшой дождь, небо было пасмурным, хотя к часам шести вечера обратно засветило солнце. Окружающий меня ландшафт тоже изменился, я уже плыл не среди сосновых чащ, а среди постепенно подступающих к реке каньонов, так называемых меловых гор. Высота покрытых растительность, крупными лиственными деревьями холмов иногда доходила до 50 метров, а в последующие дни мне встречались каньоны до ста метров высотой. Дело в том, что я постепенно покидал лесную часть данного региона, постепенно перемещаясь в зону так называемой лесостепи, где подобные меловые образования не редкость. Еще я заметил, что серый песчаный грунт постепенно исчез, а вместо него землю укрывал уже близкий к чернозему шар твердого жирного грунта. Я неумолимо покидал сумскую область, на территорию которой припадало около 30% моего водного путешествия.

За второй день я прошел значительное расстояние, несмотря на дождь, наличие на пути деревянного моста, который пришлось проходить с удвоенной осторожностью, большего железобетонного автодорожного моста, под которым тоже пришлось сбавить ход. Стоит еще добавить и пару участков реки, буквально усланных подмытыми и упавшими в реку гигантскими деревьями, между которыми мне приходилось лавировать. Благо кое-какой опыт у меня уже был, иначе точно пробил бы лодку.

Второй день сплава я окончил на большом лугу, в паре километров от какого-то села. В нескольких километрах виднелись внушительные каньоны, линия высоковольтных передач, полуразрушенная ферма. Здесь было решено заночевать, хотя место было не самое подходящее. Вытащенная мною на берег лодка были, как говорится как вошь на гребешке. С другой стороны рядом росло несколько старых верб, под которыми я нашел в избытке дрова для костра. Кашу варить смысла не было, ведь я еще не доел сваренную сутки назад гречку, а вот горячего чая мой организм явно требовал. С помощью бумаги, сухих листьев я развел костер, сразу бросил туда много хвороста, чтобы создать выше температуру. У меня не было желания долго ждать, пока вода в кружке забурлит, я немного устал. Хотелось скорей поужинать, пусть и не деликатесами,  что едят французы, но зато без сюрпризов для желудка и лечь спать.

Несмотря на все я еще пару часов после того, как поел каши, попил чая, возился у костра. Усталость куда-то улетучилась, спать тоже перехотелось. Ночевать на траве под открытым небом не так комфортно, как под густым шатром лиственных деревьев, сыро, сну мешают комары. Именно потому я не спешил отходить от весело горящего костра, дающего мне тепло, эффективную защиту от комаров, не переносящих дым. Ночь на лугу прошла, как говорится нормально, правда настроение немного мне подпортила обильная утренняя роса, мой спальник, походная сумка немного напитали влаги, но это было поправимо.

Читайте также:  Одиночный сплав на байдарке по реке Днестр

IMG_1617

Третий день сплава по речке Псел я начал с быстрого завтрака, правда, без ставшего уже традицией чаепития. Не захотел разжигать полностью потухший костер, да и весь имеющийся под рукой хворост изрядно за ночь отсырел. При желании я мог приготовить чай во время дневной остановки на отдых, когда солнце и ветер все основательно подсушат, то есть проблем с сухими дровами не будет.

Я проплыл всего несколько километров, как услышал шум падающей воды, а через пару минут из-за поворота показался силуэт внушительных размеров шлюза, то есть гидрорегулятор. По своей конструкции гидрорегулятор не слишком отличается от гидростанции, та же плотины, дамба, то есть в плане обноса байдарки мороки для меня не намного меньше. Обычно гидрорегулятор является по совместительству автодорожным мостом, чего не скажешь о ГЕС. Данное препятствие на свежие руки я преодолел за 20 минут. Я сделал напоследок несколько фотографий с речного шлюза-моста на память и поплыл по слегка заросшему лопухами, водорослями речному руслу дальше.

Плыть пришлось по довольно узкому мелкому руслу около часа, потом река стала набирать силу, дно уже не всегда просматривалось. Я плыл по территории заповедника, причем по местам, плохо доступным для автотранспорта, о чем явно свидетельствовали полное отсутствие мусора в воде, на берегах, невиданное мною уже давно изобилие речной птицы, рыбы. Я даже видел переплывающего в 30 метрах от носа лодки дикого кабана. Природа была вокруг замечательная, единственное, что меня немного беспокоило, это начинающее затягиваться тяжелыми дождевыми тучами небо. Мои опасения к моему большому негодованию подтвердились, через час хлынул ливень, который шел более двух часов подряд. Я до этого момента во время своих речных походов под серьезный дождь не раз не попадал, потому не был готов к подобному. С другой стороны – это стихия, экстрим, вряд ли мне удастся так экстремально   отдохнуть в Париже, другом туристическом центре Франции.

Я естественно мог причалить к берегу, дабы переждать дождь, но какой смысл, если на берегу спрятаться от дождя негде, я уже промок, мои вещи тоже изрядно подмочены. Я два раза во время ливня приставал к берегу, дабы вычерпать воду из байдарки, естественно предварительно мне приходилось переносить на берег упакованный в кормовом и носовом отсеке багаж. Я даже предпринял попытку пересидеть дождь под лодкой, перевернутой вверх дном, втащив туда предварительно все свои пожитки. Так, как байдарка отличается по конструкции от деревянной или надувной резиновой лодки, имеет посадочные секции, находится там практически невозможно даже человеку небольшой комплекции. Я там не выдержал и 15 минут, было сыро, холодно, потому решил продолжить сплав по дождю, все-таки, когда гребешь теплее, не так скучно, плюс продвигается путешествие. После дождя еще около часа бродили темные тучи, я ждал следующего ливня, но к счастью подул небольшой ветер и небо очистилось. Уже через час я отогревался под ярким солнцем, просматривал красочные  фото Парижа летом, снимки культурных достопримечательностей провинции Бургундия.

Читайте также:  Одиночный сплав по реке Южный Буг от Ладыжина до городка Саврань

IMG_1646

В тот день я сделал не так много фотографий как хотел, не мог рисковать оборудованием из-за дождя. Я не смог запечатлеть пейзажи заповедника, которые откраивались с реки. Зато я снял красивую старинную каменную церковь, которая расположилась на высоком холме, у подножья которого я проплывал. Запомнил я и взорванный во время войны старый железнодорожный мост, который так и не смогли полностью демонтировать. Огромные каменные быки возвышаются из воды до сих пор, что значит старая качественная кладка на известняковом растворе. Стоит добавить, что та железнодорожная ветка уже давно не существует, в память о ней остался только полуразрушенный мост. Река становилась полноводней, глубже, более обжитой, начали встречаться рыбаки, в основном ловившие рыбу с берега, двое на резиновых надувных лодках с маломощными моторами. От разрушенного моста до плотины (гидрорегулятор) я добрался за час. Здесь мне немного повезло, я нашел человека, который согласился помощь мне с обносом байдарки, в результате я сэкономил не менее 30 минут.

Как обычно река за плотиной свое течение заметно ускорила, зато русло стало мельче и уже, хотя уже через час река стала такой, как и была перед шлюзом-мостом. Незаметно я дошел до города Гадяч, то есть сумская область осталась позади, теперь мой маршрут пролегал по полтавской области, которую я намеревался пересечь с северо-востока на юго-запад. В данном городе я отметил неплохо обустроенный пляж, лодочную станцию, пару расположенных возле реки летних кафе. Немного ниже по течению я увидел современный автодорожный мост, а чуть дальше пешеходный натяжной мост.

Отплыв от города еще два километра, я заметил небольшой пляж, на берегу пару лавочек, столик, остатки костра, а в стороне нечто напоминающее турник. Именно там я решил завершить сплав, помыть, высушить байдарку, после собрать все свое снаряжение и двинутся в сторону автобусной станции, дыбы оттуда доехать до Сум.

Нужно было торопиться, ведь впереди  лучшие места в Париже, нужно было еще позаботиться о визе, авиабилетах и так далее. Добраться оттуда домой уже не проблема, попутных поездов достаточно. Удачи!