Одиночный сплав на байдарке по реке Ворскла

IMG_4145Краткий план маршрута.

  1. Железнодорожная станция Кириковки (линия Сумы – Харьков). Старт.
  2.  Куземин
  3. Котельва
  4. Опошня. Финиш.

 

Одиночный сплав по красочной равнинной реке Ворскла я совершил в первой половине июня. На август у меня был уже намечен отдых во Франции летом, но об этом позже. С погодой не угадал, несколько раз попадал во время сплава под дождь. Сплав по Ворскле от Кириковки до поселка Опошня занял два дня, именно столько времени мне потребовалось, чтобы преодолеть 145 километров речного пути, то есть в день я в среднем проходил 75 километров. Учитывая продолжительность светового дня в июне, тот факт, что Ворскла – это равнинная река с песчаными берегами, мелководья встречаются редко, только на участках, сразу за плотинами, можно было пройти маршрут за три дня, как говорится, не напрягаясь.

В речное путешествие по Ворскле я, как опытный турист-водник, взял с собой спальник, палатку, дождевик, теплые штаны, шерстяную рубашку, чтобы ночью не мерзнуть, ведь спальник у меня слабенький, так сказать, летний облегченный вариант. В туристическую сумку, средней вместительности я положил буханку ржаного хлеба, килограмм пряников, 600 грамм сахара, пластиковую бутылку на 380 мл, доверху заполненную черным листовым чаем, пол килограмма гречки, столько же рисовой крупы. Не забыл бросить в сумку некоторые специи, кетчуп, соленое сало, подсолнечное масло, йод, вазелин, бинты, алюминиевый котелок, литровую кружку из нержавейки, в которой я обычно завариваю чай. В общем, туристическая сумка была забита доверху, все, что туда не влезло, я поместил в рюкзак с байдаркой, благо тот достаточно вместительный, помимо байдарки туда еще свободно влезает палатка, спальник, одежда, трехлитровая пластиковая бутылка, которая во время подобных речных турне я успешно использую как тару для питьевой воды.

До поселка Кириковки, расположенного на полпути железнодорожной линии Сумы – Харьков, я добирался, естественно, железнодорожным транспортом, сначала ехал пассажирским поездом, после пришлось пересесть на пригородный поезд, на котором еще проехать четыре часа от Ворожбы до Кириковки. От железнодорожной станции Кириковка примерно пять километров, сначала необходимо пересечь поселок, после еще топать по разбитой грунтовке, которая извивается по лугу, где местные выпасают рогатый скот. В поселке, по дороге к реке, я заметил колодец, набрал ведро воды, часть вылил в трехлитровую пластиковую бутылку, заблаговременно захваченною мною из дома, дабы не страдать в пути от жажды. Не всегда, есть возможность организовать костер, довести до кипения речную воду. Не кипяченую воду с реки предпочитаю не пить, мало ли какие там обитают бактерии и так далее. Я не забыл месяцем раньше  купить медстраховку, но все равно лучше здоровьем зря не рисковать.

IMG_4155

Мне чрезвычайно не повезло, примерно часом раньше прошел хороший дождь, дорога была размыта, стояли лужи, все было мокрое и скользкое. Я пока дошел до реки, несколько раз замечательно шлепнулся, сильно испачкался в черной жирной грязи. Кириковка меня встретила, скажем, не слишком радушно, но все-таки я нашел русло реки, нашел небольшой песчаный пляж, подходящий для спуска на воду байдарки. Берег в том месте был пологий, свободный от кустарника, деревьев, поросший сочной травой. Ничего, чтобы бы говорило о том, что данное место пользуется популярностью среди отдыхающих, я на берегу не заметил, только смятая пачка от папирос, выброшенная несколько дней назад неизвестным рыбаком или пастухом.

Погода в тот день была капризной, несколько раз заряжал дождь, после солнце, то есть то дождь, то солнце. Я собирал байдарку в спешке, боялся, что обратно хлынет дождь, вымочит разбросанные по берегу вещи. Прошел час, и байдарка была спущена на воду, после я туда перенес все свое имущество, после закрепил фартук, на кокпиты надел заглушки, приготовил дождевик, юбку для байдарки, то есть был полностью готов к сюрпризам погоды. Стартовал я где-то в шесть вечера, первые несколько километров река извивалась по окрестным лугам, после нырнула в заросли камышей, вот так, среди высоких непроглядных камышей плыл я по узенькому плесу до самого железнодорожного моста, железнодорожной станции « Пионерлагерь». Там действительно находится построенный еще в советские времена детский оздоровительный пансионат, правый берег реки порос старыми соснами, дубами и березами, место красивое.

Читайте также:  Любительский сплав на байдарке по реке Днестр

В тот вечер я преодолел десять километров реки, обогнул с восточной стороны довольно большой поселок Кириковка, миновал центральный пляж, лодочный причал. Место для ночевки я отыскал километром ниже железнодорожного моста, река там разветвляется на два русла, я выбрал то, что слева, течет вдоль лесного массива. Берег там был достаточно высок, место не болотистое, кругом валом топлива для костра. Я же знал, что подобные места там редкость, обычно преобладают заросшие трехметровыми камышами болотистые берега. Я пришвартовал байдарку у поросшего дубами, тополями, старыми соснами берега, лучше оглядел территорию. Место было малообжитое, последний раз там кто-то отдыхал более года назад, как я определил, изучив пару валявшихся у берега консервных банок, потемневшую от времени пластиковую бутылку. В десяти метрах от берега я заметил остатки беседки, сколоченный из досок, кусков ДСП столик, останки лавочек. Деревянный столик был в плачевном состоянии, доски были трухлые, скособоченные.

Тот факт, что место редко посещается людьми, меня только радовал, а вот недостатком того места было обилие комаров, которые здорово меня искусали за руки, пока я не организовал костер. Дым костра летучие кровососы не переносят. Палатку я установил под кроной огромного дуба, предварительно подготовил территорию два на полтора метра. Это примерные габариты одноместной палатки. В целом место было достаточно ровное, только пару сухих веток, да несколько пригоршней желудей, которые я отгреб в сторону, чтобы ночью те не давили в спину. Байдарку я аккуратно перенес на берег, положил вверх дном чуть подальше от палатки.

У костра я тем вечером возился долго, необходимо было приготовить на два дня рисовой каши, заварить чай на ужин, последующий завтрак, а это все-таки две литры воды. Да, меня ждала довольно оригинальная трапеза,  кухня во Франции или Италии, где мне случалось отдыхать, немного иная, но поход есть поход и харчами туристу перебирать не приходиться. Воду для чая, каши я брал из реки, вода там очень чистая, прозрачная, поблизости отравляющих экологию предприятий нет. В одиннадцать вечера я полез в палатку, костер на ночь не тушил, ведь от растущих поблизости деревьев его отделяла поросшая густой влажной от дождя зеленой травой поляна, да и ветра ночью не было.

Утро следующего дня на берегу Ворскла было ясное, как и последующий день, что для сплава только плюс. В ясную погоду приятней плыть в физическом и психологическом плане, фотографии получаются более четкие, яркие, чем в пасмурную погоду, лучше просматривается дно, фарватер реки. Я знаю, что такое плыть в дождь, когда единственная защита от сырости и холода – это дождевик и юбка, плотно прилегающая внизу к кокпиту фартука, а вверху к телу, на уровне груди, благодаря застежке, плечевым лямкам. В такие моменты про отдых, то чтобы сделать остановку, выйти на берег, думать не приходится, только интенсивные гребки веслом не дают телу переохладиться.

Читайте также:  Отчет о сплаве на байдарке по реке Десна

IMG_4181

Предыдущий день практически полностью ушел на дорогу, я начал сплав только под вечер, на веслах находился всего два часа, потому отважусь начать хронологию речного путешествия со второго, «полноценного» дня на реке Ворскла.

Покончив с завтраком, я собрал палатку, обратно спустил на воду байдарку, перенес в лодку туристическую сумку, рюкзак для байдарки, куда предварительно сложил одежду, палатку, спальник. В лодке через пару минут так же очутились алюминиевый котелок с кашей, пластиковая бутылка с питьевой водой, шлепанцы, дождевик, кепка от солнца, фотоаппарат, то есть все мои не хитрые пожитки туриста-водника. Не стану лукавить, что первая половина дня в плане красот природы прошла ужасно, фотографировать, любоваться было нечем, река течет через болотистую долину, русло узкое, сильно извивается, низкие берега оккупировал гигантских размеров камыш, ну просто тростниковые джунгли какие-то. Безрадостный пейзаж тянется более пятнадцати километров, до самого заповедника, за которым ландшафт начинает постепенно манятся, река течет вдоль поросших лиственным лесом холмов, минует несколько небольших деревень.

В районе Ахтырки Ворскла течет вдоль лесных массивов, состоящих из сосны, дуба, тополя, прочих деревьев лиственных пород. Некоторые деревья очень старые, кроны огромные, раскидистые. Левый и правый берег реки на данном отрезке хорошо обжит, густо застроен базами отдыха, детскими оздоровительными лагерями, пансионатами, развлекательными комплексами. Места там действительно подходящие для развития туристической отрасли, природа красивая, вода в реке чиста, много замечательных пляжей. Местные базы отдыха пользуются успехом, люди с удовольствием приезжают туда отдохнуть у реки, порыбачить, покататься на катамаране, водном мотоцикле. Это не  курорты Франции, естественно, но качественно отдохнуть там вполне реально, как мне показалось.

Я миновал несколько мостов, лодочную станцию, водозаборную станцию, иногда делал кратковременные остановки, дабы запечатлеть на фотокамеру опушку леса у реки, поросший огромными тополями высокий обрывистый берег, просто искупаться в реке. Вода была теплая, день солнечный, но не жаркий, потому я чувствовал себя в байдарке комфортно, жажда не мучила, мог долго грести без передышки.

IMG_4209

Как только Ахтырка осталась за кармой, ландшафт резко изменился, далее река течет среди лугов, русло сильно извивается. На отрезках, где русло узкое, течение достаточно стремительное, средняя глубина реки полтора метра, иногда приходится огибать отмели, не большие острова, состоящие из намытого течение песка, останков затонувших деревьев. Основную опасность для шкуры лодки представляют останки деревянных мостов, мельниц, останки деревьев, торчащие из песчаного дна. Ракушки тоже, конечно, есть, но не много, только на отдельных участках.

В районе часа дня я миновал останки разрушенного автодорожного моста, старый деревянный мост, бескрайние луга закончились, далее река обратно текла вдоль лесных массивов. Пятью километрами ниже добротный сосновый лес вплотную подходит слева к кромке трехметрового обрывистого берега, русло делает крутой поворот. Место очень живописное, отличное место для ночной стоянки, дневки. Я, недолго думая, пришвартовался к песчаному берегу, немного побродил по берегу с фотоаппаратом, сфотографировал байдарку на фоне реки, соснового леса. Десятью минутами позже мое рандеву с природой было нарушено голосами, ударами весел, из-за поворота реки появилась одна трехместная байдарка, потом еще две двухместные байдарки. Я без лишних промедлений прыгнул в байдарку, следующий час интенсивно работал веслом, чтобы подальше оторвать от группы байдарочников, ибо предпочитаю оставаться наедине с природой. Примерно через два часа я обогнал еще одну группу байдарочников, состоящую всего с двух двухместных байдарок.

Я стараюсь поддерживать высокий темп сплава, днем продолжительные остановки не делаю, разве что если стоит невыносимая жара, есть риск перегреться на солнце. Сплав я стараюсь начинать рано утром, а заканчиваю поздним вечером, в сумерках, то есть максимально эффективно использую ресурс светового дня. Группы байдарочников, которые время от времени встречаются на пути, обогнав раз, я больше после на маршруте не встречаю.

Читайте также:  Одиночный сплав на байдарке по реке Днестр

Последующие несколько часов пейзаж несколько раз менялся, то река текла по лугам, то подходила к лесным массивам, ширина русла, глубина тоже не были стабильны. Под вечер плыть стало немного сложнее, уж больно много в реке было топляка, причем некоторые деревья большие, разлапистые. Особенно нелегко огибать участки, где в воде лежат совсем радом сразу две, три кроны деревьев,  которые в свою очередь образуют небольшой затор. Иногда лодку приходится перетаскивать через могучие ветви мертвых деревьев, а это предполагает перерасход физических сил.

Уже в сумерках я начал искать место для ночлега, а когда все-таки нашел, уже была практически ночь. Я расположился на ночь в довольно тихом, безлюдном месте, палатку установил в зарослях кустарника, под кроной старой березы. Место было высокое, сухое, на то, чтобы затащить на берег байдарку, спрятать в кустах, много сил тратить не пришлось.

Костер я сообразил за десять минут, темнота мне не была помехой, оперативно приготовил себе порцию чая, неплотно поужинал. На ужин у меня была каша и сыр ( любимая еда французов), дальше пошел к палатке, забрался в спальник и через несколько минут уснул.

IMG_4329

Проснулся я рано утром, в половине шестого утра, развел обратно огонь, приготовил чай, разогрел и съел остатки рисовой каши. Завтрак забрал у меня полчаса, двадцать минут ушло на демонтаж палатки, спуск байдарки на воду, транспортировку в отсеки лодки нехитрого снаряжения.

Второй день сплава по Ворскле прошел весьма динамично. В семь часов утра я отчалил от берега, за день умудрился преодолеть расстояние в 80 километров, сделать три обноса средней сложности, позволить себе трех часовую остановку на отдых в одном живописном местечке за поселком Котельва. В районе десяти часов утра мне пришлось обносить дамбу шлюза-моста, правда, обнос там не очень сложный, я сам управился за 25 минут. В районе двух часов дня я преодолел еще один такой же регулятор уровня воды в реке и по совместительству автодорожный мост. Там мне пришлось чуточку сложнее, управился только через 35 минут. Уже под вечер, в первой четверти девятого в районе поселка Опошня я преодолел третье за день водное препятствие, дамбу гидростанции, обносил обратно самостоятельно, без посторонней помощи. На обнос пошло 40 минут, с которых 10 минут были потрачены на разведку территории, поиск оптимального маршрута обноса. За день много успел сделать фотографий, особенно запали в душу пейзажи в районе поселка Котельва, где реку окружают лесные массивы, живописные холмы. Плеса реки достаточно чистое, течение среднее, подпор течения ощущается, байдарка идет достаточно легко, быстро.

Ночь прошла нормально, а утром я еще прошел пару километров, после чего нашел удобное для разборки байдарки место. Уже спустя два часа я был на центрально автовокзале поселка Опошня, дожидался автобуса на Полтаву, откуда уже планировал добираться домой по железной дороге. Удачи!