Одиночный сплав на байдарке по реке Псел

IMG_1408Сразу необходимо сказать, что сплав на байдарке по реке Псел, это не самое мое масштабное, продолжительное и трудное водное путешествие. Продолжительность  данного сплава, предпринятого мною в начале лета, была 2 дня, то есть я провел за веслами подряд два замечательных летних денька. Именно после этого водного путешествия я по-настоящему осознал, что такое усталость, перерастающая в желание прервать сплав, отказаться от намеченной цели, своего рода паника и так далее.

К данному водному турне я готовился не одну неделю, изучал посредством электронных спутниковых карт, прочей найденной в интернете литературы маршрут, реку. Я даже купил специальный полис « медицинское страхование туристов», на всякий случай.

В онлайн сети я обнаружил пару отчетов других байдарочников, которые ранее сплавлялись по данной живописной реке. Правда, описанные ими маршруты в несколько уступали моему по протяженности, на сплав они тратили намного больше времени, позволяли себе дневки. Иногда за день они проходили менее 20 километров. Это скорее вылазки на природу с байдарками, а не спортивные сплавы, как предпочитаю я.

Так, как сплав по данной реке я планировал осуществить в одиночку, для меня большое значение имело следующее. Меня заботило количество, сложность обноса и дислокация находящихся на реке гидростанций, шлюзов, понтонных мостов, остатков старых мостов и водяных мельниц. Перечисленные объекты требуют обноса байдарки, что для туриста-одиночки задача более сложная, чем для группы любителей водного туризма. Немалую помощь мне оказала найденная мною на одном архиве электронных книг книжка, а именно энциклопедия водного туризма, где дано подробное описание рек, популярных водных маршрутов по рекам европейской части России, Украине, Белоруссии и странам Прибалтики. Там же я нашел немало полезной информации касательно подготовки к речному сплаву, техники гребли на туристической байдарке.

По моим расчетам маршрут должен быть красочным, динамичным, сложным и затяжным, ведь от города Сумы, отправной точки сплава, до деревни Ворожба по реке Псел более ста километров. Теоретически по данной реке можно пройти с востока на запад сумскую и полтавскую область, добраться по воде до места, где Псел вливается в воды Днепра, плюс пройти еще по Днепру 10 километров против течения до центрального пляжа города Кременчуг. Деревня Ворожба была конечной точкой моего водного путешествия. На пути меня ждало около 4 требующих обноса лодки препятствий, а именно шлюзы, гидростанции, понтонные мосты. Заторы из упавших в воду деревьев, прочего мусора, предвидеть сложно, но, к сожалению, они несколько раз на моем пути тоже встречались.

IMG_1423

И так начнем из описания того, что было мною взято в данное речное путешествие. С собой я захватил дождевик, спички, пару зажигалок, старый журнал, две буханки ржаного хлеба, килограмм пряников, 500 грамм песочного печенья, килограмм гречневой крупы, килограмм риса, соль, 0.5 литров подсолнечного масла, 600 грамм солонины, самоучитель иностранного языка (учу понемногу  французский язык).

С собой еще взял 250 грамм черного чая, килограмм сахара, несколько луковиц. Не забыл захватить и свой походный котелок на 3 литра, металлическую литровую кружку, аптечку, нитки, иголки, ножницы. Спальник, теплую одежду (на ночь), прочие мелочи, я засунул в чехол, в котором находилась байдарка, в целях экономии места в моей туристической (а в действительности дорожной) сумке. В результате вторая сумка мне не понадобилась, все влезло в одну, при этом не большую сумку (объем не более 0.3 метров кубических). Я стараюсь брать в подобные путешествия необходимый минимум вещей, продуктов.

Читайте также:  Одиночный сплав на байдарке по реке Ворскла

Добираться до города Сумы однозначно было проще всего по железной дороге. Данный областной центр расположен на ветке Киев-Харьков, примерно посередине между вышеупомянутыми украинскими городами. Мною был приобретен билет на пассажирский поезд, билет на багаж, стоимость которого символическая, но без него проводник, без скандала и небольшой взятки в вагон не пустит, это бесспорно, проверено на себе. Намного приятней и дешевле решать вопрос с багажом легальным путем.

На железнодорожном вокзале Сум я очутился около полудня, небо начало затягивать предвещающими дождь тучами, ветра практически не было. Да самой реки я, как обычно решил добираться пешком, от вокзала до автодорожного моста, под которым я планировал собрать лодку, было чуть более 2 километров, то есть не далеко. К тому же не хотелось лесть с громоздкой байдаркой в переполненную маршрутку, которая все равно до самой реки не довезет, а ее еще необходимо было поймать. Маршрут к находящемуся на северо-восточной окраине автодорожному мосту проходил практически по одной улице. Я прошел более километра, как начался довольно сильный дождь, хотя за два часа до этого момента светило солнце. Дождь пришлось пережидать под крыльцом какого-то местного административного здания, сидеть там, на лестнице пришлось 25 минут, пока ливень не кончился. Уже через 20 минут, когда я подходил к мосту, спускался по крутой и скользкой от дождя тропинке к реке, светило солнце. Это же июнь, разгар лета.

IMG_1468

Под мостом я обнаружил небольшой пляж, вполне подходящую для сбора байдарки полянку среди кустов лозы, правда предварительно площадку пришлось очистить от кусков проволоки, стекляшек, пивных пробок и нескольких сухих веток, остатков костра. Место частенько использовалось местными для так называемых пикников на природе с пивом, водкой и так далее. Я старался как можно скорее собрать байдарку, ведь день был выходной, воскресение, а значит такие вот «любители отдыха на природе» могли наведаться в это безлюдное укромное место в любую секунду. Этого мне очень не хотелось. Такие встречи мне совсем не к чему, плюс еще риск. Пока собирал корпус байдарки, вспомнил, как провел отпуск во Франции. Да,  отдых в Париже прошел замечательно, я получил много позитивных эмоций, можно сказать, расширил свой туристический кругозор.

Место для сбора было мной выбрано удачно, я благополучно собрал лодку, погрузил в нее свои вещи, а это чехол с одеждой и спальником, средних размеров дорожную сумку, обувь, питьевую воду. Запас последней я пополнил на местном вокзале, с собой я взял 5 литров воды.

Мне предстояло пройти по реке весь город, чему я был рад, так я и хотел. Псел в Сумах полноводная река, течение практически не наблюдается, русло местами затянуто ряской, водорослями, хотя в целом вода не грязная, как для города в полмиллиона жителей, места дислокации не одного промышленного объекта. Река имеет песчаные берега, то есть для пляжного отдыха подходит хорошо. По городу река течет около десяти километров, на данном участке несколько пешеходных, автодорожных мостов, несколько хорошо обустроенных пляжей.

Читайте также:  Одиночный сплав на байдарке по реке Днестр

На берегу не только новостройки, супермаркеты и детские площадки, но и представляющие культурный интерес старинные здания, которые я естественно не поленился снять на фотокамеру. Практически возле каждого пешеходного моста с одного и другого берега замечательные песчаные пляжи, заполненные отдыхающими. По берегам в черте города преобладающе растут верба, липа, тополь, клен, причем деревья весьма внушительного размера, чему обязаны местной почве, влаге. Не заметил, как центральная часть Сум осталась позади, тут пейзаж реки стал меняться. Река стала еще шире, полноводней, а вдоль ее левого берега росли слышные массивы соснового леса, то есть ландшафт стал еще более красивым. За городом я обнаружил тоже немало отдыхающих, преобладающе на автомашинах, которые могут себе позволить забраться подальше от городской суеты, туда, где меньше народа, шума и мусора. Особенно много машин я отметил возле места пересечения реки высоковольтной линией электропередач.

День окончательно распогодится под вечер, как это летом не редко случается. Я уже прилично отплыл от города, когда заметил, что русло постепенно начало сужаться, признаки течения практически не наблюдались, фарватер реки был сильно затянут ряской, лопухами, древесным мусором.

IMG_1507

Я сообразил, что скоро должен показаться силуэт первой на моем водном маршруте преграды, требующей обноса байдарки. Речь идет о гидростанции в поселке Низы. Вскоре плотина была мною услышана, а в прошествии нескольких минут и увидена. К сожалению некого, кто бы мог мне помочь перетащить лодку через дамбу я не нашел. Пристал к берегу, запрятал в сумку фотокамеру и отправился изучать местность. Мне необходимо было знать, как лучше обойти гидростанцию, где удобней подняться на дамбу, а где обратно спуститься к реке. Естественно не налегке, а с громоздкой байдаркой, багажом, который я в одиночку транспортирую уже вторым заходом. С подобной габаритной ношей нужно передвигаться осторожно, чтобы не свалится с дамбы, не покалечится, а  мед страховка лучше, чтобы никогда и не пригодилась.

Изучив маршрут обноса, я понял, что мне придется нелегко, помимо неудобного подъема и крутого спуска мне нужно было пронести габаритную лодку и багаж на дистанцию в 700 метров. Мне пришлось обходить охраняемую территорию гидростанции, плюс еще 250 метров до места, где был нормальный спуск к воде. Переносить лодку и багаж пришлось поэтапно, сначала на 50-100 метров багаж, потом на 100-200 метров лодку и так далее, чтобы багаж был у меня на виду. Мучения длились около часа, пока я успешно завершил обнос, спустил байдарку на воду, перенес в лодку спальник, походную сумку, запас воды и прочие важные для туриста-байдарочника вещи. В 100 метрах от плотины находится симпатичный пляж. Там я искупался, немного отдохнул и продолжил сплав дальше, счастливый, что благополучно одолел в одиночку такой не простой обнос. Первая преграда на моем речном маршруте была успешно преодолена.

Неожиданно до меня дошло, что первый день водного путешествия практически на исходе. У меня на поиск места для ночевки оставалось от силы час. Второе, что я отметил, пройдя гидростанцию, это прошедшие с рекой метаморфозы, а именно вода стала намного чище, стало заметно течение, русло слало намного уже, мельче. Теперь по реке идти стало намного приятней, интересней, скорость сплава значительно возросла, несмотря на попадающиеся время от времени мели, дно которых устилали острые ракушки, способные в мгновение ока порезать шкуру моей байдарки. Сначала высокие берега покрывал сосновый лес, после берега стали ниже, там стали преобладать лиственные породы деревьев, таких как американский и культурный клен, дуб, верба, осина.

Читайте также:  Сплав на байдарке по реке Псел

Очень быстро я нашел неплохое место, где мне можно было скоротать ночь, приготовить пищу на костре. Место время от времени посещалось местными рыбаками, там уже было мастерски обустроенное кострище, хороший запас топлива, то есть только поджигай и готовь кашу. На небольшой поляне, среди старых американских кленов было достаточно места для вытащенной на ночь из воды байдарки, костра, а также места, где я планировал расстелить спальник.

Начал готовить гречневую кашу я в лучах заходящего солнца, а закончил в кромешной темноте, которую рассеивал лишь огонь от моего костра, благо топлива кругом было с избытком. Я сварил целый котелок каши, накипятил отдельно в кружке воду для чая, который прямо в кипящую воду и бросил. Не сомневаюсь, что  французская кухня таких кулинарных приемов, которые я обычно использую в подобных походах, не знает. Кружку, где заваривался чай, я накрыл вместо крышки большим листом лопуха, чтобы чай лучше заварился. За то время, пока я ел еще довольно горячую кашу, чай полностью заварился. Вот так прошел мой скромный, но сытный и легкий для желудка ужин, плюс у меня была каша на следующий день речного пути. Костер я жег еще около часа после ужина, грелся, думал о грядущем дне сплава, вспоминая прошедший день. Как только почувствовал, что начало клонить ко сну, бросил в костер несколько довольно толстых веток валежника и пошел спать. Сну немного мешали комары, прежде всего своим жужжанием, а так было тепло, сухо, сначала даже в спальник не залазил, а лежал на нем, как на покрывале. Прохладней же стало только за пару часов до рассвета.

Проснулся я где-то часа в 4 утра, было немного зябко, река была укрыта туманом. Всего за 3 минуты я разжег еще тлеющий костер, заварил чая, чтобы согреется, запить съеденную мною на завтрак порцию немного подогретой гречки. Оперативно позавтракав, начал сборы в дорогу, спустил на воду байдарку, уложил в лодку свои пожитки, напоследок затушил костер, окинул место ночлега взглядом. Всегда есть вероятность что-то не заметить, забыть, а ведь обратно уже не вернешься, если пропажа обнаружиться, например, вечером. За день обычно я делаю 80-100 километров с учетом 2-3 обносов средней сложности. Туман практически рассеялся к четверти шестого, а значит, я мог продолжать сплав. Именно так начался мой второй день сплава на байдарке по красочной реке Псел. За день я прошел участок в 35 километров, преодолел один обнос, благополучно добрался до деревни Ворожба, где и завершил сплав. Удачи!