Любительский сплав на байдарке по реке Псел

IMG_1649В интернете прочел отчет, опубликованный туристом-байдарочником из Минска, где тот так красочно описал панорамы, речные пейзажи протекающей по территории полтавской области реки Псел. Мне очень захотелось самому там побывать, оценить местные ландшафты. Кто, быть может, скажет, что это далеко не  лазурный берег Франции, ну и пусть, лично мне природа Полтавской области очень понравилась. Я выбрал участок от города Гадяч до поселка Великая Багачка, протяженностью 185 километров.

Добрался до райцентра Гадяч я автобусом с Полтавы, куда приехал поездом (еще пересадка в Харькове). С большим трудом я добрался от центральной автостанции до самой реки, нашел место, где можно комфортно и без риска повредить шкуру лодки битым стеклом или проволокой. На сборку у меня, как обычно, ушло около часа, после чего байдарка была спущена, как говорится, на воду, а сплав начат. Немного отплыв от города (2-3 км) я заметил, что начал моросить дождь, а через пять минут погода вовсе испортилась, хлынул ливень. Невероятно, но спустя 40 минут дождя, как и не бывало, светило солнце. Я решил сделать остановку, причалил возле небольшого дикого пляжа. Место было безлюдное, потому я решил здесь немного отдохнуть, а самое главное высушить на солнце и ветру свои подмокшие во время дождя вещи, в особенности спальник, одежду, в которой я ночую, чехол от байдарки.

Все вещи я развесил на турнике и лавочках, слава богу, еще было только шесть часов, солнце светило ярко, плюс сушке способствовал ветер. В течение 40 минут все было практически сухое. У меня еще до темноты было 3 часа, с которых как минимум два я мог израсходовать на сплав.

До темноты я действительно прошел еще 20 километров по красивой спокойной реке, берега которой пышно устилала буйная растительность, огромные лиственные деревья, пышные кустарники. Псел вообще необыкновенно живописная, красочная река, чему причиной богатая почва, практически чернозем, в сочетании с влагой, которую дает сама река. Неспешно махая веслом, иногда лавируя между останками подмытых течением и упавших в реку деревьев, я прошел пару деревень, находящихся в окрестности реки. Постепенно стало темнеть, значит уже больше девяти часов, то есть самое время мне было искать место под ночлег. Я увидел уже на повороте реки подходящее место, где был сухой, пологий берег, поляна под вербами, то есть я, несмотря на прошедший днем ливень мог найти топливо для костра, без которого не смогу приготовить кашу, чай. Еще нужно было высушить промокшую и сильно потяжелевшую походную сумку. Как я через пару минут понял, здесь дождь был значительно слабее, под деревьями земля была сухая. Я быстро, даже без газеты, разжег костер, приготовил ужин, в процессе чего нарушил все писанные и не писанные  традиции французской кухни, да и не только. В условиях туристической вылазки любые кулинарные приемы хороши. Попутно я высушил сумку, которая стала сразу легче.

На ночь, перед тем, как залазить в спальник, я бросил в огонь несколько увесистых чурок. В этот момент я услышал на противоположном берегу треск веток, потом что-то большое прыгнуло в воду. Присмотревшись, благо светила ярко луна, я заметил в воде голову лосенка, переплывающего реку. Прошло несколько секунд, и я услышал на противоположном берегу треск веток, то есть какое-то крупное животное, преследующее лосенка, подошло к воде, после я услышал злобный рык разочарования. По всему было видно, что рычание исходило от крупного хищного животного. По правде говоря, я немного всполошился, вдруг хищник все же пойдет в воду, переплывет на мой берег, где естественно лосенка уже след простыл, а я остался, причем без оружия, если не считать нож, горящие палки. Естественно можно успеть забраться на дерево, как вариант. Я бросил в огонь весь заготовленный на утро запас хвороста, надеясь, что яркий огонь отпугнет зверя, какого не знал, и знать не хотел, по правде сказать. Рычание с того берега доносилось еще минут 15, после прекратились. Я жег костер еще час как минимум, после только решил идти спать.

Читайте также:  [:ru]Аренда роскошной яхты для незабываемого праздника[:ua]Оренда розкішної яхти для незабутнього свята[:]

IMG_1670

Первая ночь на реке Псел прошла нормально, если не считать описанного выше происшествия, спал я крепко, особо не мерз. Начался второй день сплава, я уже достиг экватора своего речного путешествия, прошел половину всего маршрута. Тогда я еще не подозревал, что меня ожидала более сложная, часть пути, плюс в моем теле постепенно накапливалась усталость, но про это расскажу в свое время. За день я прошел три автодорожных моста, два старых деревянных моста. Река на данном участке была буквально создана для сплава на байдарке, русло нормальной ширины (15-20 метров), хорошее течение. Наличие в воде большего количества упавших деревьев делало сплав только динамичней, интересней для меня. Я проплыл несколько сел, сделал несколько фотографий растущей на высоком берегу березовой рощи, снял несколько пейзажей, где к реке подходили сосновые леса, которые, к моему сожалению, встречались уже редко. С другой стороны я проплывал вокруг потрясающей красоты каньонов, симпатичных и безлюдных пляжей, где иногда появлялись только местные рыбаки, то есть практически среди девственной природы.

Где-то около полудня я решил сделать небольшой привал, солнце светило нещадно, я за несколько часов, проведенных за веслами, я также прилично устал, плюс хотелось поплавать, полежать на песчаном берегу. Место для привала я выбрал на песчаном повороте реки. С одной стороны реки был приличного размера пляж, а противоположный берег входил в реку круто, то есть там был приличный обрыв, наверное, более 5 метров высотой, что для реки, русло которой по ширине в данной местности не доходило до 30 метров, было немало. Пляж, вымытый течением, можно сказать отдыхающих не видел, машиной туда не добраться, разве что лодкой по воде, как это сделал я. Вода была чистой, в изобилии была не пуганая человеком рыба, которая меня практически не боялась. Это было отличное место для рыбалки, жаль, что у меня на подобное времени не было, хотя за счет рыбы я бы мог разнообразить свой нехитрый рацион. Я валялся в теплом песке более часа, время от времени заходя в чистую воду, чтобы охладить тело. В тот момент единственное, чего недоставало, это бокала хорошего французского вина (считаю,  вина Франции лучшие в мире), так сказать, для полного моего счастья.

IMG_1690

Вторую половину дня я провел за веслами, делая лишь короткие остановки на 5-10 минут, чтобы размять свои затекшие суставы, немного пройтись по берегу, сделать с него несколько фотографий. Я плыл уже по живописной полтавской лесостепи, природа которой изумляла меня пышной зеленью, деревьями необычайных размеров, богатой фауной. Все это сохранилось благодаря тому, что данные места достаточно удалены от крупных населенных пунктов, труднодоступны, если добираться по суше. Ближе к вечеру моя байдарка приблизилась к развалинам старой насосной станции, когда-то играющий важную роль в системе мелиорации данного края. Немного в стороне, на холме начиналась деревня, а чуть ниже по течению реку пересекала высоковольтная линия электропередач. Огромные металлические опоры ее я заметил впереди еще за пару километров.

Несмотря на то, что на данном участке реки не было регулирующих уровень воды сооружений, река имела достаточно не широкое русло, а течение было хорошим.

Читайте также:  Любительский сплав на байдарке по реке Днестр

Четвертую ночь на реке Псел я провел под шатром старых верб и дубов, которые росли на небольшом, но обрывистом берегу. Место было сухое, безопасное по причине своей труднодоступность по суше, не было там естественно проблем с топливом, хотя у меня был еще практически полный на 2/3 котелок рисовой каши. Костер мне нужен был только для того, чтобы заварить чай, да еще плюс убить перед сном 2-3 часа. Небольшой обрыв не был для меня проблемой, я таскал лодку и на более высокие и крутые берега рек, дамбы и так далее. В тот вечер меня, как прошлой ночью, не что не беспокоило, разве что живущие там грызуны, нечто среднее между мышью и крысой, если судить по внешнему виду. Они весь вечер бегали вокруг меня в темноте по подстилке из прошлогодних листьев. Я немного беспокоился, как бы они не погрызли мне лодку, куда я на ночь складывал свои вещи, съестные припасы (хлеб, крупы, сахар, пряники и так далее). Они, привлеченные запахом, могли легко погрызть изготовленную из ПВХ шкуру байдарки, что стало бы для меня катастрофой. К счастью грызуны были не так смелы и голодны, чтобы решиться на подобное. Ночь прошла нормально, я практически проспал до 6 часов, во сне мне грезилось солнечное  Монако Франция, где мне уже пару раз приходилось отдыхать.

то есть на час дольше нормы. Лодка и мои нехитрые съестные припасы были не тронуты, шкура байдарки тоже цела. Поужинав, затушив повторно распаленный костер, я быстро спустил на воду байдарку, перенес в лодку свои вещи, оставшийся запас питьевой воды и тронулся дальше как говориться в путь, покорять Псел.

Третий день сплава был для меня не легким, даже изнурительным, но зато полным впечатлений. После завтрака, не проплыв и 5 километров, я заметил остатки полуразрушенной гидростанции, которую, к сожалению все равно пришлось обносить, причем самостоятельно, кругом не было никого, абсолютно безлюдно. Лодку и вещи пришлось тащить через обломки бетона, камни, прочий мусор, но я был аккуратен, обнос прошел как всегда благополучно. Байдарка была не повреждена, весь багаж на месте, то есть ничего не потеряно и не украдено. Стоит добавить, что за плотиной виднелась среди листвы деревьев красивая церковь, которую я не поленился сфотографировать. Это были знаменитые Великие Сорочинцы, вдоль берега было построено несколько кафе в старом народном стили, хотя основные постройки, которые мне бы хотелось сфотографировать, были вне придела досягаемости, а оставить надолго байдарку ради нескольких фотографий был бы неоправданный риск. За селом река стала еще полноводней и шире, Псел был уже не таким комфортным для сплава на байдарке, как раньше.

IMG_1750

Около полудня плыть из-за сильного встречного ветра стало очень трудно, река стала еще шире, местами более 150 метров. Ветер гнал довольно сильные волны, которые тоже мешали плыть, берега в основном были сильно заболочены, то есть природа здесь уже глаз не радовала. Все говорило о близости плотины, о том, что шлюзы уже давно не подымали. Я довольно быстро выбился из сил, начали ныть руки, потому я решил передохнуть, сделав остановке вблизи деревни. Это было своего рода место отдых для местных жителей и их гостей. Там была сооружена на высоком берегу добротная беседка, со столом, лавочками, а рядом стоял мангал, чуть дальше еще пару лавочек на самом краю берега. Там росли большие тополя, вербы, несколько диких груш и яблонь, то есть место живописное, особенно если вспомнить, где я только что плыл. Немного в стороне был небольшой пляж, правда, там еще росли колючки, так что приходилось смотреть под ноги. Там я немного перекусил, расстелил спальник и вздремнул около часа, немного покопался в интернете, разузнал на будущее, как проще всего арендовать  жилье во Франции, а после, заметно восстановив силы, продолжил сплав, надеясь вскоре увидеть силуэт гидростанции. До ГЕС мне пришлось грести еще около двух часов, благо, что ветер немного поутих. По пути я прошел автодорожный мост, останки металлического моста, низко габаритный пешеходный мост. Возле действующего автодорожного моста, а именно с левого берега виднелся обустроенный пляж, летнее кафе, несколько построенных на сваях летних беседок, откуда доносились голоса «культурно отдыхающих».

Читайте также:  [:ru]Как организовать незабываемый вечер на борту яхты[:ua]Як організувати незабутній вечір на борту яхти[:]

Добрался до долгожданной гидростанции я только в четыре часа, как я узнал через несколько минут, я находился в населенном пункте Шишаки. Обносить байдарку пришлось самому, причем обнос там только с левого берега, довольно длинный (400 метров). Спускался к воде на местном пляже, очень даже симпатичном, могу сказать. Погода была пляжная, потому там было довольно людно, даже несколько иностранцев, которые как выяснилось, приезжали сюда на лето каждый год всем семейством из Италии, вот так. Закончив обнос, я окунулся в реку, немного просох, сделал пару фотографий пляжа, усыпанного явно завезенным от куда-то белым песком, а потом поплыл дальше. Река с другой стороны плотины была до безобразия узкой и мелкой, плыть приходилось осторожно, дабы не наскочить на усеянную раскрывшимися ракушками мель. Вот так я проплыл мимо старого водозаборного сооружения, автодорожного моста. Река стала заметно полноводней, русло расширилось до 15-25 метров, средняя глубина была 1 метр, течение быстро несло байдарку.

Примерно под вечер я заметил по берегам каменные глыбы, которые укрепляли песчаный берег. Река делала крутой поворот, за которым я увидел фермы железнодорожного моста, которые сверкали красным цветом в лучах вечернего солнца. Это был первый на моем маршруте железнодорожный мост, я сделал несколько фотографий. Возле моста я заметил несколько рыбаков. Ловили они на спиннинг, донку, удочки. Проплыв под мостом, я осторожно, ведь рядом из воды торчали остатки старого железобетонного моста, старые сваи, местами наполовину разбитые, с опасной для моей лодки торчащей ежами арматурой.

Река стала еще шире, много было заливов, обширных затонов, берега низкие, заболоченные, то есть для ночлега места малоподходящие. Как я позже узнал, в нескольких километрах ниже находился гидрорегулятор. Все же ночевать где-то мне надо было. Быстро темнело, потому пришлось причалить к пологому, усеянному сплошь кочками, колючками берегу. До ближайших деревьев по лугу было около километра, потому тем вечером я остался без ставшего для меня традицией вечернего чая. Костер развести возможности не было. Да, цивилизованный комфортный  отдых во Франции такими прелестями, как ночевка среди колючек, без полноценной пищи, когда еще всю ночь орут лягушки, вряд ли может похвастаться. Вторым недостатком данного места было изобилие комаров. Несмотря на все я там провел ночь, спал крепко, от комаров укрылся чехлом от байдарки, было не холодно, только немного не по себе, ведь я ночевал на открытом месте. Недалеко была грунтовая дорога, в километре крупная деревня.

До конечного пункта речного путешествия, поселка Великая Богачка я добрался следующим утром, собирал байдарку в окрестностях заброшенной гидроэлектростанции, частично разрушенной. Домой добирался через Полтаву, куда доехал рейсовым автобусом. Удачи!