Отчет о сплаве на байдарке по реке Тетерев

3839086_IMG_2008
Давно хотел исследовать речку Тетерев и вот прошлым летом такая возможность выпала. Решил освоить участок реки от городка Радомышль до города Иванкова, протяженностью 110 километров. Сплавляться решил в одиночку, так интереснее, в путешествие кроме палатки, фотоаппарата, минимума простых продуктов (не  французская кухня, но пару дне продержаться можно) и дождевика ничего не брал, даже мобильный телефон решил оставить дома, чтобы ничто не портило мне отдых на природе.

В Радомышль добрался автобусом из Киева, к местному пляжу нес байдарку (30 кг), прочее снаряжение (сумка массой 15 кг) самостоятельно, чтобы больше было экстрима. На дорогу к реке ушло около часа, столько же на сбор лодки, подготовку к сплаву, а в одиннадцать утра я уже стартовал.

Ближе к середине дня я решил сделать основательный привал, подсушить еще влажные после вчерашнего дождя вещи, разжечь костер, приготовить каши, вскипятить чай. Мне очень хотелось порадовать желудок нормальной вареной пище, промыть ветрености горячим чаем. Место я выбрал недалеко от какой-то небольшой деревни, на берегу росли роскошные вербы, тополя, то есть топлива для костра было в достатке. Все, что требовало сушки, было аккуратно мною разложено на берегу, а это практически все мои вещи, даже походная сумка снизу была влажной. Пока я возился у костра, готовил рисовую кашу, заваривал чай, после неспешно обедал, все мои вещи на солнце и незначительном ветерке полностью высохли. Привал занял примерно два часа, но зато я приготовил полный котелок каши, которой хватит мне на весь срок водного путешествия по Тетереву, привел в порядок свои вещи, замечательно отдохнул. К тому же грести весла, когда солнце в самом зените, нелегко, ведь очень жарко, а жара быстро забирает силы гребца.

На пути я пару раз делал остановки в понравившихся мне местах, купался, особенно запомнилось место с каменным пляжем, то есть у воды было пологое каменное плато, на берегу, метров четыре высотой, росла сосна и дуб. В десяти метрах от обрыва стояла беседка, небольшой стол, а чуть дальше выложенный из камня мангал. Рядом, возле самого пляжа, на поверхность из воды выходили два гранитных валуна, примерно на 2-3 метра выше уровня воды.

Около двух часов дня я был уже возле второго на моем маршруте гидрорегулятора, близнеца описанного мною ранее, в прошлом отчете, злополучного шлюза-моста, правде здесь спад воды был существенно ниже, то есть можно было без риска пройти плотину через один из двух больших коллекторов. В этот раз я был более осторожен, чтобы после не пришлось гадать,  как получить медицинскую страховку, сетовать на свою беспечность. Я предварительно причалил к берегу, посмотрел, что находиться с другой стороны шлюза, поднявшись на мост.

Один большой коллектор с противоположной стороны выбрасывал воду прямо в завал из остатков деревьев, камней, прочего мусора, а вот второй большой коллектор был пригоден к сплаву, там плеса было чистое, была достаточная глубина. В этот раз я уже не проводил лодку, а просто заплыл в коллектор, который вынес меня, куда нужно. Было немного страшновато, когда лодка с коллектора буквально выпрыгнула в воду, но все обошлось хорошо, место было достаточно глубокое.

Радомышль я увидел только к шести часам, а перед этим мне пришлось еще проплыть несколько мостов, швеллеры, после которых Тетерев практически утратил черты горной реки, камни на дне, по берегам практически на глаза не попадались. Запомнились мне живописные места чуть выше по течению от Радомышля, где Тетерев принимает воды небольшой речушки Мика. Здесь река течет вдоль высоких обрывистых берегов, поросших сосновым лесом. Постепенно леса отступают от русла реки в сторону, там Тетерев бежит среди лугов. Я по дороге снял немало удивительных пейзажей, видел много диких птиц, посчастливилось увидеть бобров, выдр.

Я смог до темноты дойти чуть дальше поселка Белая Криница, по дороге прошел через пару мостов, перетащил байдарку через небольшой древесный затор, который украл у меня не менее 30 минут пути. На моем пути было несколько деревень, некоторые располагались вдоль речного берега, а некоторые немного поодаль. Река стала очень узкой, течение заметно возросло, я с трудом успевал вписываться в крутые повороты. Последние часы дня я плыл по болотистой местности, берега были низкие, заросшие очеретом, лозой, чуть в стороне, на редких возвышенностях росли огромные тополя. Я несколько раз за вечер вспугивал многочисленные стаи белых цапель, выбравших огромные тополя для ночевки.

В тот вечер я с большим трудом нашел пригодное для ночлега место, ведь кругом были болота, берега то заросшие лозой, кустарником, то слишком низкие. Я как можно быстрее вытащил лодку на берег, перенес в выбранное мною для сна место свои вещи, весло, спальник. Уже через десять минут я был занят сборкой валежника, сухих веток, то есть топлива для костра. Единственное, что мешало моему занятию, это комары, которые активизировались под вечер. Я знал, что когда разведу костер, их пыл поубавиться, потому спешил. Накипятил чай я к часам девяти, после сидел у костра, ужинал, ждал, пока чай настоится, немного остынет. Я натаскал хвороста на два дня, то есть с большим запасом. Утром можно будет на дорожку еще приготовить чай, разогреть порцию рисовой каши. Начал укладываться в спальник я в одиннадцать часов, когда стал расстилаться небольшой туман. Не мог уснуть около часа, с темноты время от времени доносился грохот от проходящих по железнодорожному мосту товарных поездов, значит где-то впереди железная дорога, возможно, в каких-то десяти километрах. На следующий день я понял, что по сильно кружащей реке до упомянутого моста намного дальше. Я его увидел только в одиннадцать часов утра.

Настал третий мой день на реке Тетерев, сплав проходил по графику, я собирался этим вечером причалить к берегу города Иванкова, то есть завершить сплав. Ночь прошла нормально, правда пришлось утром более часа, после быстрого завтрака, пережидать сильный туман, который полностью окутал реку. Река еще несколько километров извивалась среди болот, а уже через час я плыл вдоль высоких песчаных берегов, поросших старыми соснами, березами. Время от времени я замечал огромные дубы, но не часто. Ненароком вспомнилась прошлогодняя   поездка во Францию, где я насмотрелся на эти самые вековые дубовые рощи.

Погода была солнечная, почти безветренная, байдарка шла легко по хорошему течению. Я все надеялся за следующим поворотом увидеть железнодорожный мост, который уже несколько часов слышал. Вот так я проплывал мимо небольших песчаных пляжей, песчаных кос, небольших затонов, минуя покоящиеся в воде останки потрясающих размеров деревьев. Иногда я встречал рыбаков, молчаливо сидевших с удочками, как я понял без особого успеха, река не слишком изобиловала рыбой.

До самого железнодорожного моста река делала невероятные круги, изгибы среди лугов, небольших болот, лесистых участков. Проплывая под большим двухрядным мостом, я отметил немалое количество любителей рыбной ловли, просто отдыхающих. Немного дальше я увидел пешеходный мост, а еще через пару километров останки разрушенного автодорожного моста. Куски разбитого железобетона, находившиеся в воде, сильно меня беспокоили, но все обошлось удачно, байдарку я не повредил. В километре от старого моста стоял новый, действующий мост, то есть старую трассу на данном участке серьезно сместили в сторону. Русло на этом участке проходило через дубовые, сосновые леса. Русло было узкое, правый берег высокий, в воде было много упавших деревьев, на срезе обрывистого берега просматривались камни, которые укрепляли берега. Я нигде до тех пор не видел такого количества дуба, как там, некоторые деревья были просто великанами, удивительно, что они до сих пор избежали бензопилы.

Где-то около 2 часов дня я сделал остановку на отдых, обед возле большого обрывистого песчаного берега, к краю которого подходил сосняк. Я причалил лодку к противоположному берегу, к небольшому песчаному островку, который намыло течение реки. Утолив голод, пару раз окунувшись, немного отдохнув, я погреб дальше по довольно таки девственной природе. Возможно причина в том, что данные места труднодоступны, если добираться автотранспортом. Моторные лодки тоже здесь не были популярны, как я заметил, а на деревянной или резиновой лодке далеко не заплывешь. Я заметил, что в этих краях нет проблем с пернатой речной дичью, утках и так далее, иногда я вспугивал целые стаи.

Начиная со второй половины дня, русло стало заметно набирать силу, становиться шире, полноводней. Иногда я причаливал к берегу, чтобы размять ноги, спину, дать передохнуть рукам, заодно сделать несколько фотографий. Помню, увидел довольно симпатичный сосновый лесок, росший у самого обрыва, вдоль реки. Я решил забраться на берег, прогуляться по этому лесочку, только взобрался по корням деревьев на берег, меня там мгновенно атаковали армады лесных муравьев. Находиться там было не возможно, пришлось скоропостижно слазить обратно к воде, прыгать в воду, чтобы смыть с тела успевших на меня забраться муравьев. Всего за пару минут меня прилично искусали, хотя уже через час я про этот инцидент забыл.

Наверное, в тридцати километрах от Иванкова меня в пути настиг внезапно собравшийся дождь, причем довольно сильный, который шел около часа, потом немного прекратился. Только я вычерпал из лодки набежавшею за время дождя воду, как ливень возобновился, дождь шел еще 30 минут, после появилось солнце. До Иванкова мне предстояло плыть не менее двух часов, перед ним пройти несколько деревень. Природе здесь была не такой красочной, к какой я уже успел привыкнуть за время сплава, река стала значительно больше, менее приветливой, зато про мели и камни я мог даже не думать. Насколько я знал, впереди меня не ждали плотины, понтонные мосты, участки, где возможны речные заторы.

Недалеко от Иванкова Тетерев расходился на два русла, образуя остров, примерно в районе газопровода, дальше я плыл вдоль расположенный вдоль правого берега дачных поселков до самого Иванкова. Я уже видел очертания города, когда обратно начался дождь. Все же я доплыл до центральной части города, причалил лодку в районе городского парка, стадиона, за которым возвышалось несколько коттеджей. Я только перенес вещи, байдарку на берег, как дождь стих, подул небольшой ветер. На часах было почти 7 часов, то есть я, в принципе, имел шанс успеть на последнюю маршрутку, которая отправлялась на Киев через полтора часа. Я на 50 процентов разобрал тщательно вытертую мною байдарку, когда обратно зарядил ливень, естественно мокрую лодку паковать в чехол нельзя. Я был вынужден пережидать дождь, после обратно сушить, вытирать лодку, в частности ее шкуру, а после только паковать все в чехол. Дождь шел более часа подряд, благодаря дождю мне предстояло провести ночь на берегу реки. Упаковал байдарку я только к девяти часам, идти на автостанцию, на ночь смысла не было, ближайший рейс был только в пять часов утра. Думаю, вряд ли меня поймут те, кто привык к традиционному цивилизованному отдыху, предпочитает  курорты Франции, проживание в комфортных условиях. Мой выбор – это экстремальный туризм, приключения – а не банальный, скучный пляжно-ресторанно-отельный отдых.

Ночь была после дождя теплой, недостаток только, что земля, на которой пришлось стелить спальник, была влажной. О том, чтобы развести костер я не мечтал, лишь бы дождь не возобновился ночью. Ночь прошла нормально, без дождя, меня никто не тревожил, хотя место для ночевки было совершенно неподходящее, практически в городе. Не мешкая, я водрузил байдарку на плечи и пошел в город. От реки до автостанции всего километр ходу, то есть рядом, хотя я уже торчал на автовокзале с половины пятого утра. В автобус сел без проблем, доплату за багаж водитель не требовал.

Сплав по реке Тетерев оставил у меня только положительные впечатления, несмотря на промах с погодой, ведь вышло, что я начал сплав по дождю и закончил его тоже по дождю, вот так. С другой стороны попасть летом под дождь не проблема, минус лишь невозможность делать фотографии. Удачи!