Отчет о сплаве на байдарке по реке Десна

3859289_IMG_0887Мысль сплавится по реке Десна, изучить отрезок поселок Мезин – Макошино возникла пару лет назад, после прочитанного мною на одном форуме отчета. На этом же самом сайте я нашел много полезной информации о том, как самостоятельно  отдых в Париже, Лазурном берегу, курортах Испании, то есть информационный сервис довольно содержательный.

В речное путешествие я помимо двухместной байдарки прихватил спальник, палатку, небольшой запас провизии, да небольшой цифровой фотоаппарат. Непосредственно в Мезин добирался из Киева автобусом (пересадка райцентре Короп). До самой реки донес поклажу самостоятельно (45 кг), правда, не сразу нашел удобное место для сборки лодки. Стартовал в районе 10 утра, прошел наиболее живописный отрезок маршрута за четыре часа. Грести было одно удовольствие, не жарко, небольшой ветерок, плюс хорошее течение.

В районе довольно крупной деревни Вишенки уже о меловых горах, которые расположены чуть выше по течению (поселок Мезин), ничего не говорит, река течет среди полей, лугов, иногда с реки заметны находящиеся недалеко участки соснового леса, березовые рощи, которые обычно встречались возле населенных пунктов. В упомянутой выше деревне я немного задержался возле местной достопримечательности, построенного на берегу Десны имения царского генерала, сделавшего карьеру во времена Екатерины Великой, от которой и получил данные земли, так сказать, за заслуги перед родиной. По правде строение имеет довольно оригинальную, необычную архитектуру, с реки выглядит замечательно, но если подняться к зданию по пологому берегу, то становится даже грустно. По всему видно, что здание необходимо реконструировать, вблизи вид поместья действительно затрапезный.

Оставив позади Вишенки, продолжил сплав по довольно широкому руслу, которое иногда раздваивалось, образую продолжительные затоны, но я их мгновенно идентифицировал по таким признакам, как отсутствие течения, обилие водорослей, обычно пологие, заросшие кустарником берега.

Я даже не заметил, как на горизонте возник современный автодорожный мост, вместо которого там еще 15 лет назад была паромная переправа. Я подплыл к поселку Оболонь, невдалеке от которого расположился небольшой городок, местный райцентр, под названием Короп. В течение трех последующих часов я плыл по довольно широкому, быстрому и мелкому руслу, иногда были участки, где байдарку приходилось проводить между гребнями песчаного дна. Несмотря на все окрестные пейзажи, чистая приветливая река мне сильно импонировали. Вокруг расстилались бесконечные песчаные косы, совершенно безлюдные, лишь изредка я замечал на песке следы от кострищ местных рыбаков, увлекающихся ночной ловлей.

Немного в стороне росли вербы, липы, огромные тополя, дикие груши. Это были отличные места для дикого отдыха, в воде было много рыбы, довольно часто я слышал удары охотившейся щуки, был свидетелем, того, как на берег был вытащен ошеломленным от такого рыбацкого счастья человеком десятикилограммовый сом. Мне сразу же вспомнилась не менее богатая на трофеи  морская рыбалка во Франции, участником которой мне посчастливилось быть три года назад, когда мы с друзьями отдыхали на арендованной яхте возле Корсики.

Второй день сплава был более богат на впечатления, чем первый, я смог преодолеть около 100 километров. Место для ночевки искал долго, не хотел проводить ночь возле деревень, туристов, компаний рыбаков. Не устраивали меня также места, где были низкие заболоченные берега. Очень высокие обрывистые берега тоже не подходили, если я понимал, что не смогу на них втащить байдарку. Уже было практически темно, продолжать сплав при такой видимости было опасно, я начал подумывать, а не провести мне ночь в байдарке, заплывши в какой-то укромный затон. В этом момент я различил небольшой песчаный пляж, за которым простирались заросли лозы, место было не слишком безопасное, байдарку дальше, чем на пять метров от воды, оттащить я мог, но лучшего варианта у меня не было. Я поспешно перенес спальник, весло, другие пожитки под небольшое дерево, где планировал после ужина провести остаток ночи.

В тот вечер я не нарушил своей традиции, собрал сухих веток, развел костер, на котором заварил чай, подогрел кашу. Я планировал на следующий день закончить сплав, потому не видел смысла варить полный котелок, ограничился лишь небольшой порцией на завтрак. Утром я собирался вымыть котелок, кружку, где заваривал чай с помощью мокрого песка, болотной травы, чтобы упаковать данную кухонную утварь в походную сумку до следующей речной экспедиции.

Ночь прошла отлично, как нестранно меня не побеспокоил не один комар, возможно причина в близости реки, отсутствии рядом болот, лугов. Я был на ногах уже с половины шестого утра, сначала заваривал чай, после чистил котелок от гари. Я надеялся дойти до поселка Макошино до 4 часов дня, а может и раньше. В то утро, когда я уже собирался отчалить от берега, произошел небольшой казус, я чуть не стался без обуви. Свои шлепанцы я решил перед тем, как отчаливать, немного помыть, после поставил их около воды, решил немного освежить немного запачканную грязью байдарку. Пока я мыл байдарку шлепанцы волной смыло, быстрое течение моментом их подхватило. Обнаружил пропажу я через пару минут, сначала подумал, что оставил шлепанцы на месте привала, сбегал туда, обыскал все. Наконец в мой еще недостаточно отошедший от сна разум дошло, что шлепанцы унесло течение, необходимо быстрее их догонять. Не знаю как, но я их все-таки отыскал, благо, что их не успело прибить к берегу, куда-то в кусты, траву.

Именно так весело я начал третий день сплава по Десне (и зачем тратится на дорогостоящие  путевки во Францию), хотя по правде сплав я завершил в два часа дня, раньше, чем планировал. Природа вокруг радовала меня новыми ландшафтами, несколько раз я вспугивал стаи диких уток, видел лебедя, какую-то большую хищную птицу, возможно орла. Река несколько раз раздваивалась, образуя острова, я всегда выбирал левые русла, которые были полноводней, шире.

Около одиннадцати утра я был возле деревни Пироговка, где Десна принимала воды реки Сейм. Начиная с этого участка, русло реки значительно расширялось, течение стало менее заметно. На отрезке маршрута до деревни Пироговка я увидел немало красивый пейзажей, мест, который стоили того, чтобы там причалить байдарку на десять минут. Речь идет о местах, где к реке приближались участки лиственного, соснового леса, большие песчаные пляжи, острова из намытого течением белого песка, причудливые обрывы, у подножия которых иногда были метровые полоски песчаного берега. Я обратил внимание, что на Десне практически нет деревянных мостов, вместо них тут для переправы используют небольшие паромы, которые есть в каждой имеющей выход к реке деревне. Обычно в качестве парома используется секция понтонного моста, которую таскают с берега на берег по толстому металлическому тросу.

Наибольшая ширина русла на отрезке реки возле деревни Малое Устье, где расположен возведенный сравнительно недавно автодорожный мост. В нескольких километрах расположена Сосница, небольшой райцентр, родина Довженко, знаменитого кинорежиссера советских времен. Там имеется краеведческий музей, небольшая церковь, несколько старинных зданий, одно с которых здание местного техникума. За мостом река делает поворот вправо, русло немного сужается, много мелей, который не всегда получается обойти. На левом берегу несколько обжитых мест для отдыха, похоже в окрестности идет неплохая грунтовка. Дальше русло поворачивает обратно влево, далее левый берег представляет собой длинную полосу пологого песчаного берега, за которым растет лоза, другие кустарника, а еще дальше от воды можно заметить большие деревья (верба, тополь, клен, осина и так далее). На противоположном берегу десятиметровый песчаный обрыв, на верхушке которого растет небольшой сосновый лес. Немного дальше правый берег еще выше, тянется двадцатиметровым гребнем на протяжении 8 километров. Правый берег образует небольшие, но живописные каньоны, поросшие смешанным лесом, несколько раз я замечал с реки пару мест, где когда-то были туристические стоянки. Не могу сказать точно, как они туда добрались, с воды забраться на такой берег очень сложно, возможно за песчаным хребтом находится дорога.

На пути в Макошино я встретил на берегу группу охотников, которые только недавно приехали в микроавтобусе, суетились возле своих вещей. Байдарка шла по реке с завидной скоростью, силы у меня еще не были на исходе, я мог подолгу держать хороший темп. Я проехал небольшую деревню, возле которой расположился лагерь туристов, приплывших туда, как и я на двухместных, трехместных байдарках. С короткой беседы с одним участником данной группы людей я узнал, что их целью был Чернигов, стартовали они, как и я в Мезине, только на дорогу потратили не два дня, а десять, плыли, мягко сказать не спеша. В Чернигове они планировали быть дней через восемь, не раньше.

Последние 15 километров (до деревни Макошино) я прошел, лавируя среди покоившихся в воде огромных деревьев. Издали деревья напоминали кости динозавров, каких-то неведомых природе доисторических животных. Конечной точкой моего сплава был пляж возле железнодорожного моста, от которого ближе всего было добираться пешком до расположенной за поселком железнодорожной станции Макошино. Мне предстояло топать около 3 километров, сначала по тропинке, а после по асфальтированной дороге, идущей параллельно железнодорожным путям. Я проплыл мимо местного пляжа, после прошел еще километр, пока увидел местный мост в четыре секции, возле которого был лодочный причал, небольшой пляж, от которого наверх, где стояли местные домики, вела тропинка. Можно сказать, что сплав удачно завершен,  мед страховка, слава богу, не понадобилась.

Я знал, что необходимый мне поезд прибудет на вокзал только в девять часов вечера, а сейчас было только два часа дня, естественно сидеть в душном вокзале несколько часов не хотелось. Я решил до семи часов задержаться на Десне, потому проплыл против течения несколько сот метров до небольшого дикого пляжа, замеченного мною по пути к мосту. Место было чистое, спокойное, местные там, похоже, не купались, предпочитали находящийся в 500 метрах пляж, возможно потому, что туда был удобнее подход по суше. В моем распоряжении на оставшиеся 5 часов был целый пляж, лишь издалека доносились детские крики с центрального пляжа.

Я сначала перенес повыше на берег все свои вещи, хотел их перед дорогой почистить, просушить на солнце, после занялся мойкой байдарки. Я тщательно вымыл носовой, кормовой отсек, участки, где натоптал песка. Несмотря на то, что я утром вымыл котелок, кружку, в которой заваривал чай, решил перед дорогой приготовить немного каши, ведь крупа, соль, кое-какие специи еще были. Немного сахара и заварки я тоже нашел, потому решил заодно еще и чая напиться. Костер я развел в шести метрах от разложенных на берегу вещей, а именно спальника, одежды, чехла от байдарки, полотенца.

Прибыл на данном пляже я до 18.30, успел за этот промежуток времени приготовить на костре обед, съесть его, заново вымыть кухонную утварь, упаковать все компактно в сумку, несколько раз окунуться, вдоволь належаться под солнцем. Я ощутимо набрался сил, отлично отдохнул, но там собирать лодку было нельзя, я находился как бы на полуострове, с одной стороны была вода, а с другой заросли вербы, осины. Я собрал все в байдарке и погреб обратно к лодочному причалу возле железнодорожного моста, где после разобрал байдарку, упаковал ее в чехол. Я вышел к железнодорожной станции в половине восьмого, шел около 40 минут. На небольшом вокзале я провел около часа, пока не сел в нужный мне поезд, вот так мое речное путешествие по водам Десны было успешно завершено. Удачи         !