Одиночный сплав по реке Южный Буг от Винницы до поселка Губник

IMG_4660Первым делом хочу представить краткий план речного сплава, осуществленный мною в одиночку в июле месяце.

  1. Винница (старт)
  2. Тывров
  3. Брацлав
  4. Ладыжин
  5. Губник (финиш)

 

Сплав на байдарке занял у меня девять дней, именно столько времени мне понадобилось, чтобы на двухместной байдарке пройти расстояние в 220 километров. Лето выдалось рекордно сухое, я проходил Южный Буг по низкой воде, много времени пошло на проводку, обносы, которыми изобилует данный маршрут. Радует и тот факт, что Украина – это до сих пор безвизовая для нас страна, не нужен  медицинский полис для визы, прочие бумажки.

Южный Буг – это одна и самый красочных, живописных и ярких рек Украины, подходящих для сплава на каркасной туристической байдарке. Частично дно данной водной артерии каменистое, река огибает живописные гранитные каньоны, хвойные, лиственные леса, струится вдоль бескрайних зеленых равнин.

Я годом раньше исследовал верховье данной реки, спустился от Хмельницкого до Винницы, прошел дистанцию в 210 километров, водный маршрут оставил у меня массу хороших впечатлений. Не удивительно, что я захотел продолжить исследование Южного Буга, спустится еще ниже. В энциклопедии водного туризма я обнаружил для рекомендуемых автором книги речных маршрута, а именно Винница – Ладыжин (200 км) и Ладыжин – Губник (20 км). Я, недолго думая решил эти два маршрута объединит в один, чтобы в следующем году поехать на какую-то другую реку, полностью пройти Буг. Участок реки Вознесенск – Николаев меня изначально, как байдарочника, не интересовал, там река слишком полноводная, широкая, ходят большие суда.

IMG_4684

Сплавлялся я на двухместной разборной каркасной байдарке, купленной мною два года назад в одном модном магазине товаров для спорта, активного отдыха и туризма. Весло, фартук я покупал отдельно, все новое, фирменное. В речное турне я взял с собой легкий спальник (летний вариант), одноместную палатку, некоторую одежду, дождевик, продукты, комплект туристической посуды, спички и так далее. Одежда, спальник и палатка отлично влезают в чехол для байдарки, все остальное я кладу в туристическую сумку защитного цвета объемом 30 литров. Не забыл в сумку я положить несколько предметов гигиены, йод, ножницы, набор для бритья, зажигалку, вазелин, бинт. Туда же я положил предварительно отсканированный на бумагу подробный план маршрута, где были отмечены все гидростанции, плотины, старые мельницы, прочие места обноса, большая часть населенных пунктов. В плане сплава я обозначил дистанции между населенными пунктами, где меня ждал обнос плотины или изнурительная проводка. Благодаря этому я мог контролировать свое текущее местонахождение, среднюю, максимальную скорость сплава по реке, иметь представление о том, какую дистанцию я прошел за день. Данная информация мне неоднократно помогла найти хорошее место для ночлега. Прибрежная территория перед плотиной, в районе водохранилищ, обычно очень заболочена, а вот вниз по течению, за плотиной, все иначе, берега высокие, сухие, плюс не нужно лишний раз укладывать в байдарке вещи, извлеченные из нее перед обносом. Идеальный вариант – это ночевка километром ниже плотины, чтобы спать не мешал шум гидростанции, шум воды.

К сплаву я начал готовится заранее, предварительно купил билеты, закупил продукты, приобрел набор для ремонта ткани ПВХ, чтобы при необходимости иметь возможность быстро и качественно провести ремонт шкуры байдарки. Порезать шкуру лодки на реке Южный Буг, как утверждают опытные байдарочники, проще простого, река каменистая, много порогов, швеллеров, разрушенный железобетонных сооружений, дно усеяно острыми ракушками. Была у меня и  страховка для путешественников, оформил два месяца назад, на всякий непредвиденный случай, который надеюсь, никогда не настанет.

IMG_4714

На перрон центрального винницкого железнодорожного вокзала я сошел в районе шести утра, сразу же направился к реке. Байдарку я собирал в районе «Поющего фонтана», бетонная набережная регулярно убирается, в то воскресное утро там уже несколько человек расположилось с удочками. Топал от вокзала до реки ровно 35 минут, делал остановку на отдых только один раз, возле рынка. Байдарку я собрал за 30 минут, 10 минут ушло на монтаж фартука, который я креплю к деке лодки с помощью капронового шнура, пропущенного через пришитые мною лично к фартуку лямки. Стандартным защелкам я не доверяю, под воздействием ветра те часто слетают. Туристическую сумку, обувь я уложил в кормовой отсек байдарки, а рюкзак от лодки палаткой, спальником, одеждой, я аккуратно засунул в носовой отсек лодки, а через минуту уже энергично работал веслом.

Первые несколько километров, пока я не покинул Винницу, тянулись вдоль бесконечных промышленных зон, функционирующих и заброшенных предприятий, так я проплыл здание старого пионерского лагеря, причал, конфетную фабрику. Река была полноводной, широкой, течение слабое, ветер гнал небольшую волну. Ниже по течению, в нескольких километрах Винницы меня ждала первая на данном водном маршруте преграда — Сабаровская ГЭС, предполагающая обнос. Обнести дамбу мне помог местный рыбак, благодаря его помощи я сэкономил полчаса драгоценного времени, сберег физические силы, которые я точно знал, нужно расходовать как можно экономнее.

Южный Буг за дамбой уже совершенно иной, русло значительно уже, берега высоки, каменистые, на некоторых участках реки отлично просматривается каменистое дно, иногда приходится обходить мелководья. Вода внизу за плотиной значительно чище, а течение стремительней, пейзаж вокруг тоже иной. К усеянным валунами пологим и холмистым берегам часто походят сосновые, березовые леса, природа там замечательная, масса удобных для отдыха, рыбалки мест. Берега реки в тот день были густо усеяны рыбаками, просто отдыхающими, выехавшими машинами на природу подальше от душного города.

IMG_4752

В тот июльский день я прошел дистанцию в 60 километров, пополнил запасы пресной воды в одном селе, стоящем прямо на правом берегу реки, несколькими километрами выше двухрядного железнодорожного моста. Не забыл я снять на свою походную цифровую фотокамеру стены старого замка, расположенного в окрестностях поселка Селище. В районе пяти часов дня я увидел на горизонте очертания плотины гидростанции в районе поселка Сутиски. Преграду я преодолел за 35 минут самостоятельно, помощников не нашлось. Природа вокруг стала еще более живописной, русло реки пролегает вдоль красочных гранитных каньонов. Очень необычно плыть под огромными каменными глыбами. Ландшафт отлично дополняют хвойные леса, огромные лиственные деревья, растущие вдоль берега, холмы, поросшие кустарником, сочной травой. Земля в данном регионе славится плодородностью, плюс возле реки нет недостатка во влаге, некоторые деревья достигают просто гигантских размеров. Была у меня кратковременная остановка на обед. Пришлось вкушать не то,  что любят есть французы, а простые, но вполне уместные для походных условий продукты (вареные яйца, сало, овощи, пряники).

Под вечер я прошел Тывров, провел байдарку через останки платины когда-то функционирующей там гидростанции, несколько швеллеров районе старой мельницы. Проводка забрала немало сил, моего времени, я немного ушиб ногу. Первую ночь я провел несколькими километрами ниже поселка Тывров, на правом берегу, на опушке леса. Палатку ставил в спешке, небо затянуло тучами, иногда заряжал небольшой кратковременный дождь, то есть погода была не стабильная. Все же я в тот вечер решился разжечь костер, сумел под мелким дождем приготовить рисовую кашу, заварить чай. Мне повезло, ведь настоящий дождь разразился ближе к одиннадцати часам, когда я с кухней уже покончил, тихо лежал в палатке. Дождь шел практически всю ночь подряд, но в моей одноместной палатке было сухо, я ее поставил под большим деревом  на небольшом горбике, чтобы не окапывать, потому палатка не подтекла. Утром я, мои вещи были абсолютно сухие, рядом на берегу покоилась днищем к верху отлично вымытая дождем байдарка. Я всегда затягиваю лодку на берег, чтобы ночью байдарку не украли, прокололи или тому подобное. Желательно, чтобы лодка, палатка с реки не были видны, так безопасней, особенно если путешествуешь в одиночку.

IMG_4762

Утром разжечь костер я даже не пытался, все кругом было хорошо промочено ночным дождем. Палатку пришлось полчаса сушить на ветру, после я ее упаковал в рюкзак. Завтрак у меня много времени не занял, как и последующий спуск байдарки на воду, погрузка туристической сумки, рюкзака, трехлитровой пластиковой бутылки питьевой воды. Второй день сплава был ясным, дождя не было, я сделал много красочных фотоснимков. Я для себя сделал вывод – что Южный Буг – это одна из самых сложных, опасных и красивых рек, которые мне до этого приходилось проходить. Не зря река славится своей непредсказуемостью, за день водного пути окружающий байдарочника ландшафт может меняться несколько раз. Иногда – это типичная равнинная река, с песчаными пологими берегами, иногда горная река, с бурными, шумными порогами. На некоторых участках река прорезает скальные образования, течет среди величественных гранитных каньонов, высоких холмов, с воды выглядывают верхушки покоящихся на ее дне многотонных каменных глыб.

Я в тот день покрыл расстояние в 50-60 километров, преодолел несколько сложных перекатов, старую плотину мельницы в районе поселка Печера, понтонный мост, низкий, требующий проводки, пешеходный мост. Выпрыгивать с байдарки и проводить лодку мне приходилось много раз, причем это повторялось день ото дня, просто такая река, да и вода была рекордно низкая. Мне бы пришлось гораздо легче, если бы летом не было таким сухим, нормальные дожди были редкостью.

Мне запомнился участок реки перед поселком Печера, причем там русло реки раздваивается, левый рукав более узкий и полноводный, правый более широкий и мелкий, я не пожелал проводить лодку по продолжительному мелководью, потому выбрал левый рукав. Я тогда еще не знал, что он ведет к старой мельнице, предполагает очень сложный обнос высокой дамбы, сложную проводку возле небольшого, полуразрушенного шлюза. С другой стороны сплав по узкому стремительному руслу, журчащему среди склонивших над водой веток деревьев – мероприятие увлекательное, иногда приходится лавировать между каменными глыбами, останками деревьев, застрявших в каменном дне реки. Не секрет, что сплав по Южному Бугу – это изначально неистощимый источник адреналина, непередаваемых впечатлений, эмоций. На этой реке я получил для себя уникальный ценный опыт сплава по каменистой реке, узнал, как правильно проходить на байдарке пороги, существенно усовершенствовал технологию обноса плотин, проводки лодки через перекаты.

Обнос дамбы в районе Печеры занял более 40 минут,  обносить пришлось территорию старой мельницы, дамбу, после спускаться с тридцатикилограммовой байдаркой на голове по крутой четырехметровой дамбе вниз, к воде. Вторым заходом я перетащил к байдарке остальное свое снаряжение, особенно сложен был спуск с дамбы. Закончил обнос я в районе семи часов вечера, завершил второй день сплава в половине девятого вечера, солнце уже спряталось. Ночевал у подножья гранитного холма, частично поросшего смешанным лесом. Место я подобрал удачно, топливо в достатке, место сухое, рядом нет населенный пунктов, оживленных автодорог, гранитных карьеров. Я организовал для себя очень даже неплохой, как для походных условий, ужин, где частично учел  традиции французской кухни. В меню был сыр, консервированные морепродукты.

IMG_4774

Третий день сплава для меня начался в восемь утра, более часа забрал завтрак, сушка палатки. Южный Буг на участке Печера – Брацлав довольно широкий и полноводный, чувствуется течение, плеса чистое, байдарке идет легко, но до города Ладыжин я в тот жаркий день так и не добрался, только до поселка Новоселовка. Все же я прошел более 50 километров по не простой для сплава реке, сделал несколько десятков красивых фотографий, преодолел, правда, не без посторонней помощи, плотину в районе старого города Брацлав. По дороге я делал несколько остановок, дабы искупаться, перекусить, утолить жажду, просто погулять по берегу, изучить привлекшее мое внимание живописное место.

Первую половину дня я плыл среди зеленых холмов, отвесных стен гранитных каньонов, были участки реки, где к реке подходят сосновые леса, еловые рощи. В небольшом сосновом лесу, раскинувшемуся на левом берегу реки, тремя километрами ниже города Брацлав устроил полуторачасовую стоянку на обед, сварил гречневой каши, заварил чая, после принятия пищи немного полежал в тени деревьев. В районе двух часов дня я обратно был на веслах, обносов в тот день не было, русло реки с каждым новым поворотом становилось все более широким, полноводным, начиналось Ладижинское водохранилище, которое местные жители еще называют «Ладижинским морем» и не зря, если учесть размеры водохранилища на Южном Буге. По водохранилищу плыть не очень комфортно в ветреную погоду, когда ветер гонит волну, есть риск, потонуть, если волна пару раз перемахнет через борта байдарки, если нет фартука. Я себя не очень уверенно чувствовал, не смотря на то, что был плотно натянут фартук, кокпиты были на заглушках. Волны существенно усложняют сплав, я старался держать нос байдарки против набегающей волны, плыть вдоль противоположного направлению ветра берега, там меньше волны, сопротивление ветра.

В некоторых местах ширина водохранилища несколько километров, противоположный берег еле виден. Очень эффектно смотрятся в вечерних лучах угасающего солнца каменные стены каньонов, скалистые холмы, поросшие частично алычой, дикой грушей, вербой, тополем, акацией, шиповником, выгоревшей местами высокой травой, кустарником. В районе поселка Новоселовка я расположился на высоком берегу на ночь, до самого города Ладыжина, где заканчивается водохранилище от того места было по реке километров двадцать. На высокий, утыканный каменными глыбами песчаный берег я с трудом занес байдарку, затащил остальные пожитки туриста. Костер я развел внизу, практически у самой воды, в ложбине между каменными глыбами. В качестве топлива  использовал выброшенные на берег останки деревьев, высохшие под лучами солнца. Кострище вышло отличное, я быстро приготовил чай, подогрел кашу, поужинал, перед тем, как идти в палатку, я на всякий случай залил импровизированный очаг речной водой, используя найденную там же пластиковую бутылку из-под пива. Похоже, что местные любители «культурного отдыха на природе»  вина Франции не пьют, предпочитают бюджетные спиртные напитки.

Четвертый день сплава получился довольно ярким на события, я преодолел Ладижинское море, полностью изучил его фарватер, местные красоты, преодолел самый тяжелый за все водное путешествие по Южному Бугу обнос. Речь идет об обносе плотины Ладыжинской ТЕЦ, обнос дистанцией в один километр по извилистым, поросшим кустарником, каменистым тропинкам, протоптанным местными рыбаками. Я даже не представляю, как бы я вышел из ситуации, если бы не нашел помощника, согласившегося помощь мне с транспортировкой байдарки.

IMG_4792

Первая половина дня ушла на то, чтобы добраться до самого Ладыжина. Трубы находящейся там ТЕЦ я заметил еще за пятнадцать километров, а дым с них и того раньше. Река на участке от Новоселовка до Ладыжина – это все территория Ладыжинского моря, иногда встречаются острова, много заливов, что усложняет сплав, не всегда просто определить корректно фарватер основного русла реки, учитывая масштабы водных просторов, течение не заметно, есть участки реки, густо покрытые ряской. Все это в комплексе усложняет сплав. Я старался держаться дорожек, которые рано утром проделали в ряске моторные лодки местных рыбаков. Рыба в водохранилище есть, я это понял, когда увидел, сколько на берегу сидит профессионально экипированных рыбаков. Ловят на спиннинг, удочку, донки, ятер, сетки прочие приспособления. Те, у кого есть лодка, предпочитают сети, «телевизоры».

Ладыжинское водохранилище замыкает плотина городской ТЕЦ, там же центральный пляж города, зона отдых, стоит пансионат, чуть выше по течению находится лодочная станция. Обнос дамбы занял у меня немало времени, обнос тяжелый, сложный, ведь лодку необходимо поднять на высокую дамбу, после спустится по вымощенной щебнем дороге к дачам местного садового общества, после еще метров тридцать пробираться по узкой извилистой тропе к воде через заросли кустарника. Тропинка не ровная, каменистая, извивается среди деревьев, кустов, существует риск поцарапать шкуру лодки о ветви деревьев, остатки бетонного забора.

Ниже плотины река совсем на себя не похожа, очень мелкая, сильно заросшая водорослями, плыть приходится очень осторожно, чтобы не наскочить на острый камень, замаскированный водорослями, останки дерева, представляющий опасность для байдарки бытовой мусор (старое ведро, банка от краски и так далее). Спустя тридцать минут река становится глубже, течение стремительней, русло значительно чище, водоросли растут только под берегом. Начинается серия порожистых участков, я насчитал более шести перекатов, большинство из которых не пройти без проводки. На третьем перекате, во время проводки я поскользнулся на камне, сильно ушиб ногу, сделал вывод, что по дну босиком ходить не стоит, лучше это делать обутым в шлепанцы, не так скользко, какая-никакая защита от острых ракушек, битого стекла и тому подобного. Не помню,  в который раз я тогда убедился, что  медицинское страхование путешественников — это вполне разумная и оправданная услуга, которой уже не одно десятилетие пользуются западноевропейские, американские туристы.

Не заметно на горизонте показались очертания поселка Губник, где я и решил завершить непростой сплав. На сбор туристической байдарки, на то, чтобы добраться до железнодорожной станции, я потратил почти два часа. Спустя три час я благополучно сел на поезд до Киева, а откуда уже добирался и домой все тем же железнодорожным общественным транспортом. Удачи!