Одиночный сплав по реке Южный Буг от Ладыжина до городка Саврань

IMG_4798Первым делом хочется изложить план сплава, осуществленный в одиночку в первой декаде июля.

 

  1. Ладыжин
  2. Губник
  3. Гайворон
  4. Саврань

 

Я уверен, что Южный Буг – это одна из самых живописных, интересных для речного туризма, сплавов на байдарках река Украины. Я решил продолжить изучение данной водной артерии, пройти отрезок от города Ладыжин до городка Саврань, протяженностью 235 километров. Решил добираться до Ладыжина по железной дороге, в результате за сутки — полтора, был на месте, благополучно пережил две пересадки (в Киеве и Виннице). Непосредственно к реке от железнодорожной станции добирался частично общественным транспортом (городской автобус), частично пешком (2 км). Не раз вспомнился мне прошлогодний  тур во Францию, где в плане общественного транспорта ситуация для таких как я туристов обстоит несколько иначе.

Нашел место для сбора байдарки километром ниже плотины местной ТЕЦ, собрал и спустил на воду байдарку только к шести часам вечера. Изначально река было невыносимо мелкой, заросшей травой, но спустя час ситуации заметно улучшилась, русло стало чище, полноводней.

Пейзаж реки через несколько километров стал обратно напоминать то, что я созерцал, рассекая годом раньше воды Ладыжинского водохранилища, только масштабы иные. Нередко мне приходилось огибать гранитные стены, некоторые глыбы достигали в высоту несколько десятков метров, очень красиво смотрелись в малиновых лучах вечернего солнца. Увидел очертания Глыбочицкой ГЕС я только под вечер, в районе восьми часов, обнос там средней сложности, обносил дамбу самостоятельно, помощника найти не смог. Обносил по правому берегу, спускался на воду сразу за зданием старой мельницы, протяжность обноса 500 метров, самый сложный участок – первые 100 метров. Байдарку необходимо затащить на довольно высокую дамбу, по которой проходить автодорога, перейти дорогу, спустится по выложенной камнем дороге с насыпи, после повернуть влево, в сторону реки. Я управился только через час, 10 минут потратил на разведку территория, поиск оптимально маршрута обноса, 20 минут на транспортировку предварительно разгруженной байдарки, примерно десять минут ушло на то, чтобы принести остальные вещи, которые я сложил во вместительный рюкзак для байдарки. Вещи, весло, питьевую воду, котелок с кашей я перенес за один заход и так делаю всегда, дабы зря не тратить энергию, время.

Завершив благополучно обнос, я поплыл по обратно сильно обмелевшей, узкой речушке, так разительно отличавшейся от того, что я видел час назад, выше гидростанции. В тот день я преодолел две гидростанции, несколько не простых перекатов. Я обогнул не одно мелководье, дно которого густо усеяно острыми ракушками. Южный Буг – это река, которая требует от байдарочника постоянного внимания, расслабляться речному туристу нельзя, иначе запросто можно пробить шкуру, погнуть от удара об камни, покоящиеся на дне, какой-то элемент каркаса байдарки. Уже в сумерках я отыскал на левом берегу подходящее для ночлега месте, небольшой пологий каменистый спуск к реке, обросший кустарником, что-то наподобие причала. Я без особых усилий разгрузил байдарку, перенес вещи в выбранное мною загодя для лагеря место, после притащил и саму лодку, которую аккуратно уложил на берег вверх черным дном.

IMG_4811

Далее вечер прошел по моему стандартному сценарию, то есть монтаж палатки, костер, приготовление пищи, легкий ужин (не  кухня Франции, конечно, но вполне здоровая походная пища), часовой отдых-медитация у костра, после чего я направился в сторону палатки, заснул моментально, сказалась физическая усталость организма. В палатке я провалялся до семи часов утра, после распалил костер заново, заварил литру чая, подогрел остатки каши в котелке, позавтракал. На сбор лагеря, погрузку вещей в байдарку у меня ушло минут 10-15, то есть в восемь утра я уже делал с лодки фотографии местных красот природы.

Четвертый день сплава выдался очень жарким, за день выпил более трех литров жидкости, был вынужден сделать трехчасовую остановку в районе полудня, дабы немного переждать жару в тени деревьев. Несмотря на жару, которая являлась серьезной помехой, очень мне докучала, я преодолел за тот день приличное расстояние. Я преодолел за день расстояние от поселка Тростянчик до города Гайворон, ухитрился преодолеть плотину гидростанции, множество перекатов, порожистых участков, то есть прошел один из сложнейших участков маршрута.

В районе поселка Маньковка мне прошлось обносить местную гидростанцию, после которой начались серии порожистых участков, проход которых забрал немало времени, то и дело байдарка дном цепляла каменистое дно. По дну можно ходить только в шлепках, все кругом усеяно ракушками, камнями. Проводка лодки без шлепок опасна, легко можно порезать ступню, поскользнуться на камнях.

Ландшафт вокруг динамически меняется, то приходится огибать торчащие из воды каменные глыбы, то плыть вдоль крутого глинистого берега, поросшего лиственными породами деревьев, кустарником. Каменистое дно чередуется с песчаным дном, причем песчаное дно классически предполагает мели, мелководья, густо усеянные ракушками, местами заросшие водорослями. В речной траве, водорослях прячется от солнца множество рыбы, иногда возле лодки проплывают экземпляры в два и более килограмм. Места там рыбные, не редко встречаются дикие утки, лебеди, цапли, бобры, выдры, особенно много живности на участках, где Южный Буг течет через лесные массивы, образует старицы, плавни, принимает воды других рек.

IMG_4820

На цифровую камеру я снимал все, что хотел, заряда аккумуляторов не экономил, знал, что двух комплектов достаточно, чтобы нащелкать 1000 фотоснимков. Много снимал старинные, выложенные из камня, кирпича мельницы, которые там стоят по рассказам местные почти двести лет. Кладка сделана на извести, потому их до сих пор не разобрали, плюс в этом регионе люди недостатка в таких строительных материалах, как камень или кирпич не ощущают, ведь кругом гранитные карьеры, кусками гранита усеяны берега реки, ее дно. Большинство сделанных мною в тот день фотографий – это снимки каньонов на фоне реки, холмов, поросших лесом, кустарником, скальных образований, которые иногда имеют очень причудливую форму.

Двадцатью километрами выше по реке населенного пункта Гайворон, довольно развитого районного центра, приписанного к Кировоградской области, в районе автодорожного моста, старой гидростанции, я устроил привал. Место выбрал довольно обжитое, отличный заезд для автомобиля. Тут же хороший песчаный пляж, а растущие кругом клены, тополя исполинских размеров, дают хорошую тень. Я вытащил смартфон из водонепроницаемого чехла, решил немного пообщаться в социальных сетях, почитать  отзывы о Франции, рекомендации наших туристов, которым довелось отдыхать на Лазурном берегу.

Я обнаружил спустя полчаса увешанное плодами абрикосовое дерево, абрикосы были крупные, спелые, треть урожая лежала в траве. Поблизости был населенный пункт, я полагаю, что это был последний на моем пути поселок, приписанный к Винницкой области, далее начиналась не менее красочная и живописная Кировоградская область. Те несколько часов на берегу Буга я провел просто замечательно, несколько раз купался, пообедал, в качестве десерта были сладкие абрикосы, причем я еще собрал в пакет килограмма три колированных сортовых абрикос. В дальнейшем, большая часть из них была мною использована для приготовления абрикосового компота, который я варил в последующие два дня дважды. Погода стояла жаркая, потому я варил за раз не более двух литров компота, который выпивал за сутки. Экономить не имело смысла, компот в жару больше суток не стоит, начинается процесс брожения.

IMG_4852

В Гайвороне, до которого я доплыл только под вечер, я миновал автодорожный, железнодорожный мост, благополучно обогнул по правой стороне водохранилище, миновал болотистый остров, километровые участки плавней, местные пляжи, забитые в жаркий летний вечер народом. На обнос несколько метровой дамбы местной гидростанции я потратил 50 минут, обнос проводил по правому берегу, причем обнос был не простой, много времени потратил на разведку местности. Мне пришлось обносить лодку вокруг территории действующей гидростанции, а это не менее 800 метров, с которых полпути необходимо топать по высыпанной щебнем грунтовке, которая у самой реки превращается в еле заметную тропинку.

Берег реки усеян булыжником, останками деревьев, бытовым мусором, потому продвигаться, когда на голове тридцатикилограммовая байдарка, не просто. Обнос я там проделал в два этапа, изначально перетащил в рюкзаке вещи, рюкзак спрятал в кустарнике, после занялся транспортировкой байдарки. Лодку я нес, как это делают индейцы, когда им необходимо перенести куда-то свое конное, то есть переворачиваю в воздухе лодку вверх дном, кладу на голову той частью, где установлено надувное сидение. Надувное сиденье с удобной спинкой монтируется в средней части лодки, там же находится точка равновесия. Это оптимальный для байдарочника-одиночки способ обноса, требующий минимум физических усилий, главное не спешить, смотреть по ноги, контролировать габариты, дабы не пробить шкуру байдарки об проволоку, ветки деревьев, колючки кустарника, куски арматуры и так далее.

Обнос был благополучно завершен, я немного устал, чуточку понервничал, но все прошло отлично. Я в лучах заходящего солнца медленно проходил каскады оглушительно шумящих порогов. Пороги в районе Гайворона, в окрестностях гранитного карьера – это нечто, ранее таких сложных и опасных порогов преодолевать не приходилось. Очень усложняет задачу сумасшедшее течение, поток тянет лодку с неистовой силой, иногда байдарка просто не управляема, полностью приходится полагаться на удачу. Я в тот вечер получил колоссальный заряд эмоций, пару раз чудом не покалечил лодку, на одном бурном пороге байдарка даже зачерпнула воды.

Я прошел четыре порожистых участка, стоял глубокий вечер, сумерки, потому я принял решение дальше сплав не продолжать, пора уже задуматься о ночлеге. Я обнаружил вполне сносное место по левому, берегу, причалил к пологому каменистому берегу, чуть дальше в окружение огромных каменных глыб росли старые вербы, дикие яблони. Данное место, как я позже сообразил, было обжито туристами, я обнаружил в пяти метрах останки костра, там же рядом место, где несколько дней назад стояло три палатки.

IMG_4871

Туристы изрядно намусорили, забыли пару алюминиевых распорок, что используются при монтаже туристической палатке, чехол от складной удочки, на котором что-то было написано на неизвестном мне языке (думаю, что это был испанский или   французский язык). Я еще обнаружил там небольшой кухонный нож, который кто-то воткнул в кору старой вербы и позабыл об этом.

В тот вечер я, по всем правилам, развел костер, сварил абрикосовый компот, отнес котелок на камни, чтобы компот настоялся до утра, после заварил чай на вечер. На ужин у меня были пряники, горячий чай и сколько угодно абрикосов, которые я с удовольствием поглощал, совершенно не боясь возможных последствий.

Ночь прошла нормально, спать немного мешал шум воды, доносившиеся со стороны гранитного карьера звуки, в именно грохот и лязг металла. На ночь я заткнул уши туалетной бумагой, иначе просто не заснул бы из-за назойливого шума. Утром я заметил, что уровень воды поднялся на десять сантиметров, я знал, что ночую недалеко от гидростанции, потому все заранее учел, палатка, байдарка находились вне досягаемости воды. Продолжил сплав я в половине девятого утра, прошел еще два порожистых участка, обогнул по левому рукаву реки старую мельницу, которую местные используют как джакузи. Несколько минут провел на находящемся рядом, несколькими десятками метров ниже, небольшом песчаном пляже. Место было замечательное, но если говорить о пляжном отдыхе, то  курорты Франции, естественно, вне конкуренции, хотя это дело вкуса.

Постепенно порожистые участки прекратились, река стала более полноводной, погода стаяла жаркая, потому в час дня, оставив за кормой несколько швеллеров, я сделал привал на четыре часа возле населенного пункта, причалил возле небольшой деревянной пристани. Совсем рядом находился небольшой пляж, по-видимому, недалеко был населенный пункт. Выбранное место было достаточно живописными, Южный Буг здесь был зажат между высокими каменными холмами, элементами каньона. Вода в реке была теплой, чистой, прозрачной, практически как в море, дно полностью каменистое, много ракушек, плавает рыба. В том месте река пригодная для плаванья, средняя глубина полтора метра, течение среднее. Отличные места для подводного плаванья, рыбной ловли. Природа на участке от Гайворона до Саврани очень живописная, гранитные скалы, сама река то и дело образует небольшие, поросшие деревьями острова, каменные косы, иногда из воды торчат фрагменты гранитных отложений, частично покрытые ракушками, водорослями.

Благодаря тому, что дно каменистое, остатки на пути редко встречаются, их обычно прибивает к берегу, потому кроме камней, ракушек байдарочнику опасаться нечего. Практически возле каждого, имеющего выход к реке поселка, туриста-водника ждут перекаты, которые разумней всего проходить с проводкой наиболее опасных мест. К вечеру я добрался до Саврани, районного центра, когда-то приписанного к Одесской области, а ныне территории Кировоградской области. Немного ниже населенного пункта находится небольшая гидростанции, перепад там не значительный, дамба не высокая, обнос у меня не забрал много времени. Скалы, разбросанные по берегам каменные глыбы, остались с другой стороны плотины, далее Буг течет по равнинной местности, преобладает песчаное дно, и так до самой плотины.

Я решил провести ночь на берегу живописной реки, а уже утром помыть лодку, высушить ее хорошо на солнце, собрать в рюкзак и выдвинутся в сторону центральной автостанции города Саврань, откуда можно без труда добраться рейсовым автобусом до Киева. Именно так я и сделал, а дома был уже спустя полтора дня. Удачи!