Одиночный сплав по реке Южный Буг от города Саврань до Вознесенска

IMG_4920Хочу представить изначально план речного сплава, реализованного мною в одиночку в августе месяце.

 

 

 

  1. Саврань (старт).
  2. Первомайск
  3. Южноукраинск
  4. Вознесенск (финиш).

 

Да, прошлогодний сплав по реке Южный Буг я еще долго буду с удовольствием вспоминать. Думая, что это был самый динамичный, интересный одиночный сплав на каркасной байдарке по такой непростой каменистой реке. Маршрут я разработал самостоятельно, информацию почерпнул из сети Интернет, изучил несколько посвященных данной реке отчетов фанатов речного туризма. Именно так, благодаря интерактивной сети, я тремя месяцами позже организовал себе  отдых в Париже.

Добрался до городка Саврань я автобусом из Киева, куда прибыл двумя часами раньше поездом. Пришлось воспользоваться услугами местных маршрутных такси, дабы добраться от центрально железнодорожного вокзала до южного автовокзала столицы Украины.

В Саврань я добрался ближе к вечеру, но все же успел до темноты собрать байдарку, пройти плотину местной гидростанции. Тремя километрами ниже ГЕС я нашел место ночевки, в небольшом лесном массиве, подходящем к правому берегу реки, берег там довольно высокий, но я обнаружил вырубленные в грунте ступеньки, по которым и занес на крутой берег байдарку, прочее свое имущество. В тот вечер костер я не раскладывал, не было необходимости, вместо чая у меня был абрикосовый компот, который я сварил во время дневной стоянки, когда пережидал жару. Ночь выдалась очень душной, спальник использовал в качестве подстилки.

Шестой день сплава по Южному Бугу выдался менее жарким чем, четвертый и пятый день речного путешествия, в небе блуждали тучи, дул небольшой, освежающий ветер. В тот день обносов не была, только несколько порожистых участков, большую часть которых я миновал без проводки. В окрестностях местных деревень часто замечал останки старых мельниц, деревянных мостов, паромные переправы.

Поддерживать высокую скорость сплава на такой реке, как Буг практически невозможно, особенно в разгар засушливого лета, когда на солнце температура выше 40 градусов, реку преграждает множество гидростанций, шлюзов, плотин старых мельниц, перекатов и так далее. Все это затрудняет сплав, существенно затягивает речное турне, ведь байдарочнику приходится тратить много времени на тяжелые обносы, проводку. Жара просто высасывает из организма влагу, приходится много пить воды в виде чая, компота, периодически окунаться в реку, чтобы немного охладить тело. Постепенно силы тают, накапливается в суставах усталость, начинают ныть плечи, шея, кисти рук, приходится волей-неволей сбавлять темп сплава. Сплав бы довольно изнурительный, по жаре, с множеством препятствий,   лазурный берег Франции, где протекал мой прошлый отпуск, мне только иногда снился.

IMG_4924

За первый день я прошел отрезок от Саврани до поселка Долгая Пристань, хотя планировал добраться до Первомайска. Причина тому — усталость, ветер, против которого приходилось грести, порожистые участки, мелководья и так далее. С другой стороны местная природа меня вдохновляла, придавала сил, я не на секунду не жалел, что отправился по такому сложному, длинному маршруту протяженностью в полтысячи километров по сильно обмелевшей каменистой реке. В районе полудня я миновал внушительных размеров новый автодорожный мост, поселок «Красненькое», там проходить автострада Киев – Одесса. На данном отрезке Южный Буг достаточно полноводный, имеет широкое русло, течет по равнине, берега частично покрыты деревьями лиственных пород, на левом берегу я заметил небольшой песчаный пляж, чуть в стороне увидел беседку, вместо лавочек на траве лежали огромные колодки. Вместо стола там стоял огромный пень, все, что осталось от огромного тополя.

Пару раз я делал остановки возле фруктовых садов, растущих у самой реки, что кушал на месте, что-то брал с собой, так сказать, про запас. Ландшафт реки начал обратно меняться, на берегу, в воде обраться стали появляться каменные глыбы. Ближе к вечеру я плыл среди высоких холмов, с которых то и дело показывались скальные породы. В целом стандартный для данной реки пейзаж, ничего нового. Сумерки меня застали в окрестностях деревни Долгая Пристань, место для ночлега я нашел довольно оригинальное, на каменистом плато, что возвышалось над водой на полтора метра, у подножья двадцатиметровой скалы, испещренной огромными трещинами, пещерами. Место было интересное, красивое, в чем я удостоверился утром следующего дня, после получасовой пешей прогулки по склонам скалы, осмотра территории.

Последующий, уже седьмой на реке день, прошел более ярко, я, наконец, добрался до Первомайска, распрощался с красочной Кировоградской областью. С каждым днем все отчетливей было заметно, что я плыву на юг, менялась природа, флора прилегающего к реке ореола, климатические условия. Николаевская область меня встретила зноем, по всему было ясно, что дожди там летом большая редкость, трава местами полностью выжжена солнце, кустарник жухлый, на деревьях не редкость увидеть сухие листочки. Сам Первомайск особых впечатлений у меня не оставил, типичный индустриальный город областного значения, есть железная дорога, огромная, но давно не функционирующая гидростанции, плотину которой довольно не сложно обнести. Мне с обносом дамбы помогли, потому там я долго не топтался, не прошло и полчаса, как Первомайск остался за кормой.

IMG_4948

Я греб в приятном предвкушении, ведь десятью километрами ниже по течения находится знаменитая Мигия, самое красивое, популярное место отдыха на вышеупомянутой реке. В свое время Мигия принимала всесоюзные спортивные первенства, там до сих пор функционирует спортивная база, люди осваиваю азы справа по горной реке. Мне обратно вспомнился  отдых во Франции летом, где подобные спортивно-туристические базы не редкость, байдарочный и велосипедный туризм пользуются популярностью. На данном отрезке реки, в окрестностях поселка Мигия, уникальная природа, огромные, живописные скалы, множество порожистых участков, которые пройти без специальной подготовки тяжело. Некоторые порожистые участки даже имеют свои названия, например каскад порогов «Интеграл», что начинается от останков плотины полуразрушенной гидростанции.

В районе поселка Мигия Южный Буг особый, река течет среди огромных каменных глыб, отвесных сказ, огибает живописные островки. Возле полуразрушенной плотины гидростанции я заметил много отдыхающих, несколько групп спортсменов, тренирующихся преодолевать речные пороги, водовороты и так далее. Часть из них спускалась небольшими группами в сопровождение тренера или инструктора на одноместных пластиковых не разборных байдарках, остальные сплавлялись на специальных надувных платах (рафтах). Плотину гидростанции я обнес по левому берегу, бесконечную цепь порогов проходил без проводки, если глубина позволяла. Самые сложные участки – это каскад порогов сразу за дамбой гидростанции, тремя сотнями метров ниже по течению, дальше уже легче, но расслабиться байдарочники вряд ли последующие 40 минут получится.

У меня не было в планах задерживаться в окрестностях деревни Мигия надолго, несмотря на то, что там действительно уникальная яркая, запоминающаяся природа, безусловно, это замечательное место для отдыха, но погода все решила за меня. Я только миновал раннее упомянутый мною участок порогов «Интеграл», как начался дождь. У меня не было особого желания грести по дождю, дождевик я в то путешествие взять забыл, да и не решился в проливной дождь, летнюю грозу проходить самый сложный и опасный участок данной реки. Изначально я причалил к скалистому берегу, нашел пологий участок, где благополучно пришвартовался. За вещи в байдарке я не беспокоился, они были уложены в кормовой, носовой отсек, поверх деки был плотно натянут водонепроницаемый фартук, на кокпитах стояли заглушки. Под проливным дождем ставить байдарку, разгружать лодку было не разумно, потому я решил переждать дождь, укрывшись в огромном разломе многотонной гранитной глыбы. Дождь практически не попадал на меня, там было сухо, тепло, не докучал ветер. Камни долго хранят тепло солнечных лучей. Пролежал в расщелине я почти час, пока дождь прекратился, стало быстро распогоживаться. На небе обратно появилось солнце, но так, как было половина восьмого вечера, оставалось чуть более часа светового дня, я решил провести ночь там, место я выбрал довольно безопасное, труднодоступное с суши. Я быстро перетащил на каменистый берег вещи, байдарку, установил рядом палатку, вовнутрь бросил спальник, одежду, чтобы после, закончив с ужином, не тратить время на приготовления ко сну. Импровизированный очаг я выложил из валявшихся то тут, то там камней, получилось отлично. Костер не боялся ветра, небольшого дождя, который пару раз уже в сумерках заряжал, но быстро заканчивался. Я на костре приготовил полный котелок гречневой каши, два литра яблочного компота и литру чая. У огня я крутился два с половиной часа, зашел на несколько минут в интернет, пробил информацию касательно того, как взять напрокат  авто во Франции, оформить аренду, а после полез в палатку, спалось замечательно, ночью дождя не было.

IMG_5095

Утро восьмого дня на Южном Буге выдалось солнечным, теплым, я первым делом плотно позавтракал, после побрился, помылся с мылом, не хотелось превращаться в дикаря. Продолжил сплав я только в десять часов утра, причин для спешки не видел, ведь плыл не на время, а ради личного удовольствия.

Порожистые участки, чем я дальше отплывал от поселка Мигия, попадались реже, а те, что попадались, я легко, бег проводки, проходил. В районе одиннадцати часов я миновал очень высокий автомобильный мост, по которому проходила кишиневская трасса. Каньоны становились все более высокими, величественными, чем я ближе подплывал к городу атомщиков Южноукраинск. Данный отрезок реки в 35 километров запомнился мне скальными образованиями, формирующими красочные каньоны, иногда я огибал настоящие острова, поросшие деревьями, кустарником. Некоторые из них использовались местными рыбаками как места ночных стоянок, там были небольшие причалы, кострища, выложенные с камня с явным знанием дела.

Уже на подъезде к городу мне пришлось преодолеть пару сложных перекатов, плотину районе поселка Константиновка, провести лодку через мелководье, уже самого города, сразу за паромной переправой. Мне очень понравился местный пляж, где я провел около часа, точнее ландшафт данной местности. С пляжа в город, который находится на высоте более 100 метров над уровнем моря, ведет лестница, часть ступенек изготовлена из железобетона (нижний ярус), а часть из металлических прутьев (верхний ярус лестницы). Наверху находится музей военной славы, экспонаты в виде списанной военной техники стоят вдоль парковой аллеи, далее молодой парк, зона отдыха, чуть подальше виднеется здание кинотеатра, супермаркет, несколько многоэтажных жилых комплексов. Очень живописно смотрится городской пляж, река, зажатая среди каменных каньонов, с верхнего яруса лестницы.

В общем Южноукраинск я оставил за кормой только ближе к четырем дня, хорошо отдохнув на пляже, много фотографировал, периодически купался в реке, дабы избежать теплового удара. Ночевал я в окрестностях поселка Александровка, километром ниже плотины гидростанции, которую одолел только под вечер, в лучах ярко-красного солнца. Обнос делал по правому берегу, самостоятельно, потому немного устал, потратил почти 40 минут времени. Плотина вышеупомянутой дамбы – это не единственная за тот день водная преграда, которую мне пришлось преодолеть, до того я немало потерял времени, пока проводил лодку через мельничные плотины. Место для ночевки я выбрал не спеша, чтобы можно было вытащить на берег без особого труда байдарку, установить палатку, сообразить костер. В тот вечер кашу я уже не готовил, знал, что следующий день – это заключительный день моего одиночного сплава по реке Южный Буг, к обеду планировал быть в славном городе Вознесенск, конечной цели моего речного турне.

Девятый день сплава обещал быть напряженным, ведь последние километры всегда самые длинные. Приходится преодолевать усталость, которая неуклонно накапливается в теле байдарочника за несколько дней изнурительного водного путешествия. У меня последние три дня сильно болели руки, шея. По завершению не хитрого завтрака я собрал палатку, сложил все свои веще в байдарку, залил речной водой костер. В девять часу я уже был на веслах, бодро греб среди скалистых берегов, лавировал между торчащими из водной глади камнями.

IMG_4981

В районе двух часов дня я уже собирал байдарку в рюкзак, сушил на солнце одежду, палатку, спальник, чистил речным песком алюминиевый котелок. Обратно достал походный смартфон (который уже и тонул, и падал на камни), разузнал, какие необходимы  документы на долгосрочную визу во Францию, как удобней туристу снимать жилье в Европе, прочие моменты, которые стоит учитывать при разработке плане времяпровождение отпуска за границей.

Как только все мои вещи были сложены в туристическую сумку, байдарка упакована в специальный рюкзак, я переместился ближе к воде. Именно там, на небольшом безлюдном песчаном пляже я провел последующие три часа, иногда совершал непродолжительные заплывы, иногда просто заходил и окунался. От солнца я прятался под густой кроной старой вербы, растущей в трех метрах от кромки берега. Я примерно знал расписание проходящих через местную железнодорожную станции пассажирских поездов. Я понимал, что в сторону Кременчуга ранее десяти вечера я ничем не уеду, потому не спешил покидать гостеприимный берег красочной реки.

Путь до центрального железнодорожного вокзала я проделал пешком за час, позволив себе лишь две передышки, очень хотелось добраться до темноты. На вокзале я благополучно купил билет до Кременчуга, откуда без проблем добрался домой уже другим пассажирским поездом.

Пройденный мною речной маршрут могу порекомендовать всем, кто любит природу, имеет минимальный опыт прохождения порогов, перекатов, обноса плотин. Река очень красочная, ландшафт постоянно меняется, сплав по реке невероятно динамичен и интересен. На маршруте много культурных, природных достопримечательностей, потому лучше всего с собой захватить портативную фотокамеру, чтобы иметь возможность запечатлеть на память все вышеперечисленные красоты данной реки. Желательно захватить набор для ремонта шкуры байдарки, ведь не исключены в процессе прохождении данного маршрута проколы, ведь река каменистая, много порогов, обносов, проводок и так далее. Я же планирую через несколько лет обязательно повторить данный маршрут. Удачи!