Одиночный сплав по реке Горынь

IMG_3538Краткий план маршрута сплава Славута – поселок Городок по реке Горынь.

 

  1. Славута (старт).
  2. Острог
  3. Гоща
  4. Александрия
  5. Городок (финиш).

 

Сплавлялся по живописной речке с красивым названием Горынь я в конце мая по высокой воде. Данный маршрут протяжностью 220 километров я одолел за четыре дня, то есть в день я проходил в среднем 55 километров. При разработке маршрута использовал различные посвященные водному туризму интерактивные источники информации, книги данной тематики. Благодаря информации из интернета я неоднократно разрабатывал подобного рода мероприятия, благополучно спланировал отпуск в Европе, заранее знал,  что стоит посмотреть во Франции, Испании и так далее.

В качестве речного транспортного средства я использовал двуместную байдарку разборного типа, специально разработанную для нужд водного туризма. Байдарку я приобрел пару лет назад, за эти два года успел успешно пройти не один водный маршрут, за плечами у меня к тому времени было уде несколько одиночных продолжительных маршрутов. Я сплавлялся по таким рекам, как Десна, Снов, Сейм, Днестр, Псел, Тетерев, Южный Буг, то есть наплавал уже на байдарке тысячи две километров как минимум. Я зимой докупил для байдарки кое-какие дополнительные аксессуары, на реке Горынь я их и опробовал в деле. Речь идет о фартуке, наборе заглушек, юбке, которые одеваются на кокпит, дабы в лодку не попадали брызги с весел, капли дождя.

IMG_3565

Я, как обычно в речное турне взял с собою одноместную туристическую палатку (облегченный вариант), недорогой летний спальник, набор туристической посуды, аптечку, набор для бритья, поддержания гигиены, спички, зажигалку, кое-какую одежду, чтобы не мерзнуть ночами. В качестве провианта я взял в путешествие килограмм гречки, килограмм риса, килограмм сахара, 200 грамм черного индийского чая, специи, пачку кетчупа, 500 миллилитров подсолнечного масла, 500 грамм просоленного сала, 1.3 килограмма пряников, буханку ржаного хлеба массой 1 килограмм. В туристическую сумку я также бросил небольшой пакет с овощами (картофель, морковь, лук). В рюкзак с байдаркой я без особых усилий засунул палатку, спальник, одежду, пустую трехлитровую пластиковую бутылку для питьевой воды. В общей сложности получилось 50 килограмм ручной поклажи.

Добирался до Славуты, начальной точки сплава, по железной дороге, пришлось, правда, сделать одну пересадку в Киеве. Билеты покупал, естественно заблаговременно, не забыл попутно надлежащим образом оформить багаж, дабы после не пришлось унижаться перед проводником. Излишек ручной поклажи в моем случае составил 15 килограмм, а оформление багажной накладной мне в кассе вокзала обошлось в чисто символическую сумму. Вспомнился  отдых в Париже, там с железнодорожными билетами все обстоит намного проще, кругом автоматы самообслуживания. По собственному горькому опыту я знаю, что «договорится с проводником», обходится значительно дороже, а некоторые еще любят поиздеваться, унизить допустившего оплошность пассажира.

В Славуту я приехал уже под вечер, в половине седьмого вечера. Я надолго запомнил свой нелегкий путь от железнодорожного вокзала до берега реки. Я добрался до реки только через час, протопал с 35 килограммами за спиной и 15 килограммами в руках 6 километров, по довольно ухабистой, местами разбитой дороге. К берегу реки Горынь я пробирался через дачные участки, после еще метров 800 шел по лугу.

IMG_3609

Собирал байдарку я на пологом, поросшем сочной травой, мелким кустарником берегу. Спускал лодку на небольшом, диком пляже, по совместительству еще и лодочном причале. Байдарка была собрана, спущена на воду около девяти часов вечера, то есть у меня было меньше часа до наступления темноты, чтобы покинуть город, найти укромное, безопасное место для ночлега. Я не очень люблю искать в спешке место для ночлега, когда еще толком не знаешь реки, неизвестно, какое дно, какая глубина, что там за поворотом. В такие моменту я больше всего волнуюсь, как бы ни пробить шкуру байдарки, наскочить с разгону на замаскированную в воде корягу, кусок арматуры, старую дубовую сваю давно не существующего деревянного моста.

В окрестностях Славуты русло реки Горынь достаточно узкое, извилистое, течение довольно стремительное, не всегда просто заходить в повороты. Берега реки довольно обрывистые, с правой стороны берег очень высокий, песчаный. Справа к реке вплотную приближается лесной массной. Высокие строевые сосны замечательно смотреться на фоне песчаного, довольно крутого берега. Река несколько раз подходит к сосновому лесу. Я не сразу нашел удобное для транспортировки байдарки на высокий берег место. Я расположился на ночь на поросшем соснами, черемухой берегу. Подъем не был сложным даже для байдарочника-одиночки, я затащил лодку за несколько минут. Я предпочитаю, чтобы все было на виду, ближе к палатке, подальше от воды. Я выбрал довольно сухое место, правда, комаров там было предостаточно, что вполне нормально для второй половины мая.

В тот вечер я просто поставил палатку, забросил внутрь спальник, одежду, прочие вещи, которые боятся дождя, после полез сам. Костер я в свой первый вечер на реке Горынь не раскладывал, готовить кашу нужды не было, я еще целый день мог продержаться на вареных яйцах, просоленном сале, пряниках, конфетах, сыре. Интересно, а  что едят французы в подобным во время походов, наверно более здоровую пищу. Ничего, я смогу четыре денька и на такой пище продержаться. Я решил повременить с чаем, пока не отплыву на достаточную дистанцию от Славуты, не большого, но довольно развитого в индустриальном плане, города. Я к своему огорчению обнаружил где-то на тридцатой минуте сплава две бетонные трубы, по которым текли в реку отравляющие реку зловонные нечистоты. Как только я забрался в палатку, залез в спальный мешок, сразу же отключился, проснулся только следующим утром, на моих электронных часах было «шесть с копейками».

Утром я распалил небольшой костер, заварил литру чая, позавтракал, после неспешно собрал палатку, спустил на воду байдарку, перенес в лодку весь свой багаж. Отчалил от поросшего сосновым лесом берега я в половине девятого, солнце уже было достаточно высоко, дул слабый ветер, туч, практически, не было. Горынь на отрезке от Славуты до города Нетешин, где, кстати, находится Хмельницкая Атомная Электростанция, течет среди живописных лугов, лесных массивов, небольших холмов. Я миновал несколько раскинувшихся в красочных живописных местах деревень, два автодорожных моста. В районе полудня я преодолел свою первую на данном речном маршруте водную преграду – плотину старой гидростанции, расположенную рядом с каким-то давным-давно не функционирующим заводом. Обносил плотину я по левому берегу, без посторонней помощи, управился за 40 минут. Обнос там не продолжительный, самое сложное, это подняться с байдаркой на голове на дамбу по выложенной бетонными плитами, усыпанной мелким щебнем, осколками стекла, поверхности.

IMG_3673

Следующие полтора часа я плыл по довольно узкому, зигзагообразному руслу. Мелей я не встречал, плеса довольно чистое, водорослей не много, течение среднее, байдарка идет легко. В районе часа дня я наконец-то увидел окрестности города атомщиков Нетешин. Атомная станция находится к югу от населенного пункта, с речки практически не видна, о ее местонахождение можно судить только по ведущим к ней высоковольтным линиям электропередач. В районе Нетешина имеется небольшое водохранилище, которое я прошел за двадцать минут, обогнув небольшой остров, пару отмелей. Водохранилище в районе Нетешина является довольно популярными местом среди местных любителей рыболовной ловли, люди рыбачат с лодок, берега. Мне вспомнилась  морская рыбалка во Франции, которой наша компания решила завершить прошлогодний отпуск в Тулоне.

В черте города находится центральный пляж, по правому берегу тянется дамба, в общем, река в тех местах кажется довольно обжитой в плане отдыха на природе. Я сфотографировал развалины старинной мельницы, построенный на холме церковный комплекс, еще несколько привлекших мое внимание строений.

В районе трех часов дня я окончательно распрощался с Хмельницкой областью, на горизонте появились очертания города Острог, приписанного уже к Ровненской области. Город находится на левом берегу, расположен довольно компактно, на небольшом расстоянии от реки. С байдарки я сделал несколько замечательный фотографий местной церкви, пляжа, зоны отдыха, сфотографировал причал. Горынь от Острога до самого железнодорожного моста, который я миновал под вечер, течет по равнинной местности, иногда встречаются небольшие лесные массивы, холмы. Течение довольно большое, ясно видны стремнины, на поворотах наблюдаются небольшие водовороты. Нельзя сказать, что русло сильно глубокое, иногда просматривается песчаное дно, но все-таки Горынь – это довольно полноводная река, если провести параллель с рекой Случ, протекающей по территории Ровненской области, как и Горынь, собственно говоря.

В районе железнодорожного моста, по которому проходит железнодорожная ветка Ровно – Здолбунов, Горынь довольно широкая, мелкая, зато течение быстрое, что немаловажно, если речь идет о затяжном продолжительном маршруте протяжностью в 450 километров. Тремя километрами ниже вышеупомянутого железнодорожного объекта Горынь обратно делает резкий поворот влево, приближается к сосновым лесам, правда лесные массивы редко подходят вплотную к воде. Я тем вечером преодолел еще пару деревень, после, ближе к десяти часам вечера, нашел место для ночлега. Найденное мною в сумерках место полностью соответствовало моим скромным требованиям, а мне важно, чтобы берег был сухой, не болотистый, имел пологий спуск к воде, дабы я мог без проблем занести на берег байдарку, прочее имущество. В случае, если я планирую вечером готовить на костре пищу, огромное значение имеет наличие в окрестностях топлива, наличие удобного водозабора, чистота воды в реке.

IMG_3735

В тот вечер я без проблем организовал костер, в качестве топлива использовал сухие ветки вербы, тополя, березы. Уже через час была готовая двухдневная порция рисовой каши, неспешно настаивался в литровой кружке из нержавейки индийский чай. Каша – это возможно и не  любимая еда французов, прочих там гурманов и любителей удивить желудок, но проверенная, сытная и полезная походная пища.

Ужин я полностью завершил в районе 11 вечера, костер на ночь потушил. В палатке ночью чувствовал себя достаточно комфортно только благодаря спальнику, шерстяной рубашке, штанам. С собой градусника у меня не было, но думаю, ночью температура была для конца мая достаточно низкая, где-то в пределах 8-10 градусов.

Проснулся я в районе шести утра, было довольно прохладно, стоял небольшой туман. Я решил развести повторно костер, чтобы согреется немного у огня, приготовить свежую порция горячего чая. Как только влил в себя литру горячего крепко заваренного чая, сразу стало внутри теплее, а на душе веселее. Завтрак я завершил в половине восьмого утра, еще полчеса мне потребовалось, чтобы собрать палатку, спустить байдарку на воду, собрать и перенести в лодку остальные вещи (спальник, запас питьевой воды, шлепанцы, одежду, дождевик, котелок с кашей).

Второй день сплава по реке Горынь начался в районе восьми утра, день тогда выдался умеренно теплый, солнечный. Несмотря на свое название река на отрезке от Славуты до Дубровицы –  это типичная равнинная река, дно песчаное, камней я не видел, разве что в районе дамб гидростанций, шлюзов, железнодорожных мостов. Река на некоторых участках довольно полноводная, глубокая, ширина русла постоянно меняется, перепад ширины значительный. В местах, где Горынь подходит к лесным массивам, река наиболее живописна, хотя неплохо смотрятся на фоне реки и холмы,  и крутые высокие обрывистые берега. На реке живет огромная популяция бобров, я ни на какой другой речке не встречал такого количества этих зверьков. На реке довольно много диких уток, цаплей, чаек, береговых ласточек. Много было сделано мною фотографий в районе Гощи, там просто невероятные по красоте холмы, поросшие березой, сосной, черемухой, дикой яблоней, то есть пейзаж довольно оригинальный для данной местности.

IMG_3818

В районе шести часов дня я увидел впереди очертания плотины регулятора уровня воды. Я преодолел данное водное препятствие за 15 минут, не без посторонней помощи, естественно. Как только шлюз остался за кормой, плыть стало легче, мне очень помогал подпор течения. По Горыни сплавляться на байдарке одно удовольствие, речка отлично подходит для любительского водного туризма, пляжного отдыха. Река вполне может удовлетворить амбиции рыболова-любителя, охотника. Местные жители активно занимаются рыбной ловлей, у многих собственные деревянные, моторные лодки. Неоднократно я встречал на реке людей, ловивших рыбы с резиновых лодок, оснащенных маломощными моторами.

В тот вечер больше водных преград мне не встречалось, я неспешно огибал довольно высокие, поросшие деревьями, кустарником холмы, высокие обрывистые берега, где иногда просматривались вымытые водой пласты мела, глинозема, известняка. В реке не редкость затонувшие дубины, которые иногда торчат из берега, песчаного дна, потому лучше держаться к середине русла, там, где глубже. Вот так незаметно я за день одолел дистанцию в 70 километров. Я пришвартовался на ночь только в половине десятого вечера, солнце практически исчезло за окрашенной багрянцем линией горизонта.

Я успел до темноты установить на небольшой полянке, окруженной кустарником, палатку, развести костер. У костра я долго не возился, приготовил чай, поужинал и, не мешкая, полез в палатку, сильно хотелось спать, плюс в палатке не донимают комары. Минут двадцать еще посидел в интернете, разузнал, как проще всего оформить  французский шенген, страховку на туристическую визу, снять жилье в Европе на несколько дней.

IMG_3843

Третий день на реке Горынь прошел чрезвычайно динамично, я преодолел не малую дистанцию, сделал много ярких красивых фото, много чего интересного увидел. Погода меня не подвела, тучи на небе, конечно, были, но не более, главное дождя не было. Река постоянно радовала меня новыми пейзажами, буйными красками природы.

Проснулся я тем утром достаточно поздно, только в восемь часов утра, чуть более часа ушло на завтрак, сборы, то есть отчалил я от берега только в четверть десятого. Несмотря на это я умудрился за день преодолеть хороший отрезок маршрута, к вечеру оставить за кормой железнодорожный мост в окрестностях поселка Александрия, добраться до темноты до окрестностей города Ровно, а именно до поселка Городок, конечного пункта моего речного сплава. В тот день водных препятствий на моем маршруте не было, я размеренно плыл по слегка извилистому руслу, очень помогал подпор течения. Я старался держаться крутого берега, где течение сильнее, глубже, обычно чистое плеса.

Ночь я провел на берегу реки, а рано утром собрал лодку, прочие вещи, и пошел к автостанции, откуда можно без проблем добраться до железнодорожного вокзала областного центра Ровно. Дальше домой добирался