Одиночный сплав на байдарке по реке Южный Буг

3846432_IMG_2314Южный Буг я планировал пройти еще год назад, но не вышло, пришлось сплав отложить. Многие считают эту довольно большую украинскую речку одной из самых интересных для сплава на байдарке. Южный Буг сочетает в себе черты каменистой горной и спокойной равнинной реки. В целом протяжность реки, пригодной к сплаву на байдарке свыше 700 километров, то есть спускаться можно с города Хмельницкий и плыть за течением до самого Николаева, где река впадает в море.

В интернете немало очерков сплавов по Южному Бугу, опубликованных другими любителями речного туризма. В основном там описываются сплавы по средней и нижней части реки, а вот отчетов по участку от города Хмельницкий до Хмельника я не обнаружил. Именно поэтому я решил исследовать этот участок реки, плюс там река еще не набрала силу, менее полноводна, то есть более приветлива для сплава на туристической байдарке. Намного приятней и интересней плавать по небольшим рекам, ширина русла которых менее 50 метров, в случае ветра гребцу не страшны волны, там не ходят быстроходные катера, мало моторных лодок и так далее. Естественно это только мое сугубо субъективное мнение, но так считает немало байдарочников. Я бы точно, совершил сплав на месяц раньше, если бы затянувшийся  обмен автомобильных прав, прочие дела.

Сплаву предшествовала продолжительная стадия планирования, в процессе которой мною было изучено немало электронной литературы, с том числе спутниковых, топографических карт. В довольно старой, но часто используемой мною энциклопедии водного туризма СССР, составленной более 30 лет назад, я почерпнул немало полезной информации. Изначально меня интересовала система гидростанций и гидрорегуляторов данной реки на участке от города Хмельницкий до Хмельника, понтонные мосты, прочие объекты, требующие обноса байдарки. Данные в книге естественно устарели, потому в действительности количества таких объектов могло быть меньше, я это осознавал. Согласно книге меня ожидало порядком семи гидростанций и гидрорегуляторов, пару понтонных мостов, три продолжительных порожистых участков, около десятка швеллеров, пару мест, где возможны древесные заторы.

Водный маршрут предполагал дистанцию в 120 километров, относился ко второй группе сложности, хотя как для меня, путешествующего по реке в одиночку, это было первая группа сложности, особенно если учесть количество сложных обносов, прохождение порогов, швеллеров и так далее. Я намеревался пройти данный речной маршрут за три полных дня за веслами. В путешествие я взял с собой помимо спальника, некоторой теплой одежды, только неделю, как приобретенную мною палатку, которая в собранном состоянии занимала мало места, весила всего 2 килограмма. Ее я легко засунул в чехол с байдаркой, как и вышеперечисленное тряпье. С продуктов в дорогу я взял немного рисовой крупы, солонины, сахар, чай, буханку хлеба, печенье и так далее. Почти все это я смог уложить в поставленный на дно сумки алюминиевый котелок, то есть сумка была загружена на 70%, не более. В такое путешествия я не как не мог отправиться без портативного фотоаппарата, запасного набора аккумуляторов к нему, небольшой аптечки, спичек, ниток и прочей необходимой мелочи.

3846432_IMG_2341

В Хмельницкий я добирался скоростной пассажирской электричкой, билет на которую стоит, как и в вагон плацкартного типа, зато там просторней, более толерантные проводники, не так душно. На вокзале города Хмельницкий я был уже в 4 часа утра, немного пришлось подождать до рассвета, чтобы уже засветло идти к реке, к которой по идее было не далеко. Топал к реке я около часа, по пути напрягая прохожих расспросами, уточнениями дороги. Город, по правде, далеко не Париж, мне вспомнилась моя недавняя  поездка во Францию, в особенности царящая там чистота, порядок. Я же, пока топал по городу, все время глядел под ноги, чтобы не наступить на битую бутылку, кирпич или еще какой мусор.

Первое, что я ощутил, когда увидел с моста в Хмельницком Южный Буг, это шок, удивление и разочарование, ведь река здесь до безобразия была маленькая, ширина русла до трех метров, не более. Правда глубина реки там уже для байдарки была нормальная, около метра. Течение было быстрое, а вода довольно грязная, хотя в стороне я заметил сидящих с удочками людей. С моста к реке через заросли репейника, прочих сорняков вела еле заметная крутая тропинка. В этом заболоченном месте к реке подходил олешник. Я боялся в траве наступить на змею, которых водилось в тех краях не мало, если верить полученной мною от местных информации.

Байдарку я собрал за 40 минут, в ее кормовой и носовой отсеки сложил свои вещи, а через минуту уже плыл по довольно узкому, извивистому руслу. Река еще несколько километров извивалась по заболоченной местности, вода была грязной. Примерно через час я доплыл до остатков разрушенной бетонной дамбы. Здесь река раздваивалась, на два русла, одно узкое, с большим течением, глубиной в 0.5-1метр, второе широкое, мелкое, вода струилась сквозь разбитые железобетонные плиты. Пробить там байдарку было простое дело. Я выбрал первое узкое русло, которое река проделала сама, чтобы миновать плотину.

Плыть по едва достигавшему в ширину два метра руслу я не решился, решил провести лодку, идя по дну. Я не знал, какое там дно, есть ли там раскрывшиеся ракушки, камни, битое стекло, прочие предметы, способные повредить ноги, потому одел шлепанцы. Не прошел я двух метров, как сильный водный поток вырвал у меня с рук лодку, я же, потерял равновесие, был моментально течением сбит с ног, лодку и меня понесло сквозь данное волчье горло. Я тогда немного оцарапался об свисающие с берега кусты, лодка была в порядке, ее прибило к зарослям очерета. Самое же главное, мои шлепанцы, спавшие во время падения с ног, уплыли неизвестно куда. Это была моя единственная обувь, то есть если я их не отыщу, домой придется добираться босиком. Я около 30 минут их искал с другой стороны плотины, где был небольшой затон, в окрестностях. Левый шлепанец я нашел быстро, а вот правый не как не мог отыскать. Все же я заметил в кустах шлепанец, бросил его в лодку и поплыл дальше, довольный, что избежал, так сказать, позора. Примерно через два часа, пройденный по грязной, полной различного мусора реке я заметил, что шлепанцы немного отличаются по цвету, то есть один чуточку светлее другого. Оказывается, что я нашел тогда возле разрушенного шлюза не свой, а чужой шлепанец, к тому же тоже левый. Мне было грустно и смешно одновременно, но назад возвращаться, по такой реке, да еще против течения желания не было. Вот так началось мое речное путешествие по Южному Бугу.

3846432_IMG_2421

Помимо инцидента с обувью меня сильно разочаровал пейзаж вокруг, река напоминало сточную канаву. Теперь я понял, почему люди покупают  туры в Париж или Испанию там такое сложно себе даже представить, а тут, пожалуйста. Я проплыл несколько мест, где городские нечистоты текли в реку из огромных бетонных труб. Река была довольно узкая, иногда встречались небольшие мели, пороги, пару раз пришлось проводить байдарку среди заторов, состоящих из упавших деревьев и бытового мусора. Запах там стоял еще тот, скажу по правде. Южный Буг от Хмельницкого до первого расположенного на реке населенного пункта представляет собой неестественно длинный, правильной формы берегами канал, будто бы его выкопали экскаватором. Канал этот тянется километров тридцать, а может и больше, среди огромных кукурузных полей, иногда я проплывал возле остатков старых шлюзов. Так же я миновал пару старых железобетонных мостов, которые еще прилично сохранились. Последняя машина по ним проехала не менее тридцати лет назад, судя по росшим на заездах деревьям. Вода была грязной, источала неприятный аромат, плавала мертвая рыба, места были безлюдны, поскорей хотелось их покинуть.

Постепенно кукурузные поля закончились, байдарка приблизилась к довольно симпатичной деревне, вода заметно стала чище, появилась рыба, течение стало немного быстрее, то есть окружающие меня пейзажи стали красочней. Река текла через холмистые луга, по берегам росли дикие груши, яблоки, алыча, верба, липа, акация и прочие лиственные породы деревьев. Растительность была пышной, иногда за кустарником, очеретом в воды не было видно берега. Пару раз я вспугивал похожих на цапель речных птиц, диких уток, водяных крыс. Где-то в двух часах сплава до Меджибожа, где река течет среди ольхового леса, мне пришлось совершить обнос, причем довольно сложный, дистанция не менее 600 метров. Место было безлюдное, найти помощника мне не удалось, обнос занял около часа. Тащить поэтапно байдарку и вещи занятие довольно утомительное, но иначе нельзя.

Примерно через час я увидел автодорожный мост, подплыв поближе я, понял, что придется лодку проводить, а местами даже перетаскивать через наваленные под мостом каменные глыбы, остатки деревьев. Очень боялся травмировать ноги, несмотря на то, что у меня был заблаговременно приобретенный  мед страховой полис, аптечка, но лучше, чтобы все это не понадобилось. Здесь проводка заняла минут 15, после чего я благополучно поплыл дальше, река постепенно становилась сильнее, полноводней, чище и красивей, как ее и описывали в интернете. Время от времени с берега я замечал простирающиеся на гектары кукурузные, пшеничные поля. Берега были довольно крутые, русло глубокое, но я умудрился забраться на берег, увидев с байдарки заросли из яблонь, алычи, груш, возможно когда-то на этом месте жили люди, был сад, который давно одичал. Там я помимо изначально привлекшей меня алычи, обнаружил родник, вода в нем была чистой и очень холодной, но это меня не остановило. Выпил я, наверное, не менее 2 литров. Погода в тот день стояла жаркая, а взятую с собой в пластиковой бутылке воду я экономил.

3846432_IMG_2469

В районе трех часов я подруливал по широкому, сильно разлившемуся руслу Южного Буга к Меджибожу, где меня ждала большая плотина, требующая обноса и местная крепость. Раскинувшаяся на левом берегу реки крепость поражала своими размерами, архитектурой. Это была главная культурная достопримечательность данного речного маршрута, по правде сказать. Фортификационное сооружение я снял в разных ракурсах, сделал более десяти снимков с разных точек реки. С обносом гидрорегулятора мне помог местный рыбак, который, как я узнал с короткой беседы с ним, когда-то тоже увлекался байдарочным спортом, речным туризмом, ходил на байдарке до самого Николаева. Подъем на дамбу и спуск были очень крутые, самому бы мне пришлось очень нелегко. Уже через 5 минут я сидел в байдарке с другой стороны плотины, делал фотографии гидрорегулятора, крепости, окрестных пейзажей.

Участок реки от Меджибожа до следующей плотины, а именно Щедровской гидростанции, совершенно не похож на то, что мне пришлось увидеть в окрестностях Хмельницкого, река там необычайно широка, более километра в ширину, вода чистая, много речной птицы. У меня было такое чувство, что я плыву совершенно по другой реке, вот такая метаморфоза. По водохранилищу плыть не слишком комфортно, приходится обходить островки очерета, мели, места, сильно заросшие водорослями, фарватер не всегда четко просматривается, приходится иногда делать круги. Все это пустяки по сравнению с главным минусом. Речь о довольно опасных для байдарки волнах, которые гонит ветер. В тот день ветер был средний, волны не более полуметра, но и они могли потопить байдарку, если та встретит волну бортом, а не острым носом или кормой, хотя я плыл против ветра, волны стабильно били в нос.

С другой стороны полноводная широкая река имеет свое очарование, замечательно просматриваются расположенные за десять километров по берегам реки населенные пункты, местные церкви, другие крупные строения. Один раз я причалил на правом берегу, возле небольшого поселка, до противоположного берега было не менее километра. Там я решил чуточку отдохнуть, немного переждать ветер, окунуться, правда, дно было в ракушках, глубина менее метра. Решил потратить полчаса на изучение купленного мною в Хмельницком русско-французского разговорника, немного еще подучить хромающий  французский язык.

3846432_IMG_2473

Водохранилище особенно широкое в районе Летичева, где в Буг впадает река Волк. Здесь фарватер берега плохо виден, я немного даже заблудился в огромных плавнях, пришлось уточнять курс у местного рыбака, плывшего на деревянной лодке. В результате мне предстояла пройти по диагонали самый широкий участок водохранилища, да еще против ветра, а там было не менее 10 километров, а может и все 15 километров. До Щедровской гидростанции, которая с этого расстояния была слабо различима, мне пришлось грести не менее двух часов. По правде сказать, я немного побаивался, ведь от байдарки до ближайшей суши было несколько километров воды, а ветер до сих пор гнал волны. У меня до того дня не было опыта сплава по большой воде, но я тогда справился, под вечер был у плотины, возле которой еще отдыхали люди, ловили рыбу, купались.

Я осознавал, что у меня в запасе до темноты всего один час, потому начал искать помощника, который помог бы мне с обносом высокой дамбы. Сначала я обратился за помощью к одному рыбаку, но тот отказался мне помочь, сказал, что занят. Я подплыл к находящемуся рядом с плотиной пляжу, где все-таки нашел участливого человека. Обнос был средней сложности. Дистанция была приличная, а подъем, спуск достаточно пологий. На другой стороне плотины река была совершенно иной, а именно мелкой, шириной около пятидесяти километров, были места, где каменистые мели образовывали небольшие островки.

Оставил плотину позади я в районе девятого часа, уже в лучах багряного, падающего за горизонт солнца. У меня было не так много времени, чтобы устроить ночлег. Река очень быстро стала набирать силу, становиться все шире, а берега — наоборот, за каждым поворотом становились ниже и болотистей. На пути я замелил с правого берега несколько неплохих мест, на довольно высоких берегах росли березовые рощи, иногда проскакивала сосна, верба, но эти места были заняты отдыхающими, которые кутили шумными компаниями на природе. Ночевать поблизости таких вот пирующих компаний одинокому путешественнику опасно, поэтому я плыл практически до наступления сумерек. Причалил я на пустынном берегу, в окрестностях деревьев не было, про то, чтобы разжечь там костер, согреется, приготовить ужин и распугать комаров, мечтать не приходилось. Я там даже не смог установить палатку, побоялся ее повредить об всюду растущие колючки. Вот так я, утолив голод бутербродом, полез в спальный мешок, а сверху укутался еще чехлом от байдарки, чтобы меня комары не достали. Лодка, которую я вытащил на берег, перевернул вверх дном, мои вещи, весло, лежали возле меня, буквально на расстоянии вытянутой руки, мне так было спокойней. Я стал готовиться ко сну, мечтать о том, как через месяц поеду на  на машине во Францию, объеду добрую часть Лазурного побережья, увижу много чего интересного.

Первая ночь прошла хорошо, комары не мучили, было тепло, безветренно. Я за первый день сплава прошел солидную, учитывая сложность маршрута, дистанцию, думаю километров 80 или около того. Второй день сплава я начал очень рано, еще не было шести часов, а ведь это уже было начало августа. Я отлично понимал, что если бы затеял данный речной сплав в июне, я бы в день делал на 20-25% больше дистанцию за счет продолжительности светового дня. С погодой мне тоже повезло, день обещал быть такой же солнечный, как и первый день моего речного путешествия по Бугу. Второй день был полон ярких впечатлений. Я в тот день увидел много живописных мест, прошел более семидесяти километров.

3846432_IMG_2412

Около семи утра я был возле следующей на моем водном маршруте гидростанции, которую довольно быстро обнес, причем на этот раз самостоятельно, помочь там попросту некому было. Перепад воды на этой гидростанции был существенный, потому что с другой стороной шлюза вместо полноводной широкой реки текла мелка, с сильно выступающим каменистым дном речушка. На сделанных там фотографиях она вообще напоминает типичную горную речку. Естественно река частично свою мощь через пару километров обрела, но, в общем, практически целый день я плыл по реке средней широты (20-50 метров), с яркими чертами горной реки, с порогами, швеллерами, огромными каменными валунами в воде, по берегам.

Могу заявить, что второй день сплава по Южному Бугу подарил мне массу приятных впечатлений, в первую очередь речь идет о местной природе, сочетании скал, леса и воды. За гидростанцией, всего в нескольких километрах расположена деревня. Начиная с этого населенного пункта и до знаменитого Хмельника Южный Буг необычайно красив. Он очень напоминает горную речку, образует скальные острова, на русле много порожистых участков, которые приходится проводить, течение невероятно быстрое. В принципе очень даже ничего места для отдыха, не  курорты Франции, но для бюджетного активного отдыха самое то.

Иногда река разделяется на два русла, приходится выбирать более полноводное русло, чтобы меньше проводить по скользкому каменистому дну байдарку. Занятие это довольно опасное, можно стать в расщелину между камнями, наступить на разбитую пивную бутылку, консервную банку, сильно порезать ступню.

Был участок, где мне пришлось проводить лодку более часа, пока я добрался до достаточно глубокого для байдарки места, хотя через 500 метров мне обратно пришлось вылезать с лодки, проводить ее между огромных валунов, ступая по дну реки. На берегах тоже лежали груды огромных камней, из земли выступали самые настоящие гранитные скалы, а чуть дальше росли леса. Сосна, береза, клен, тополь, реже черемуха, груша, орешник покрывали каменистые берега данной живописной местности, несколько раз я встречал на реке лебедей, цапель разных видов, диких уток. Моей фотокамере пришлось в тот день хорошо поработать, зато моя домашняя коллекция пополнилась красивыми фотографиями, которые не раз подымут мне настроение, особенно зимой, когда на улице снег, холод. Удачи!