Одиночный сплав на байдарке по реке Тетерев

3839086_IMG_1819Сплав по реке с красивым названием «Тетерев» я провел в первых числах июля, то есть тогда, когда лето в разгаре, дни длинные. В планах у меня было освоить, изучить водный маршрут от Житомира до городка Радомышль. Это, естественно не  отдых в Монако, но по своему увлекательно и интересно, в частности мне. Возник план после того, как я изучил обнаруженный мною в интернете атлас водного туризма по рекам Белоруссии, Украины и европейской части РФ. В данной книге было красочное, подробное описание реки Тетерев, данного маршрута, была дана даже карта сплава, с обозначением населенных пунктов, требующих обноса байдарки объектов. Так, как речной маршрут не отличался продолжительность, сложностью, проходил по красочным местам, по девственным лесам житомирской и киевской области, где ранее я на байдарке не плавал, мой выбор был очевиден. Стоит еще добавить, что дорога к стартовой и финишной точке моего водного путешествия сложностей не представляла. С Киева на Житомир ходит много автобусов, дорога занимает более часа, а рейсовый автобус с  Радомышля в Киев приезжает и того быстрее, причем транспортное сообщение между перечисленными городами налажено отлично. Тот факт, что город Радомышль расположен в 85 километрах от Чернобыля меня особо не волновал, честно говоря, а вот иметь собственное представление о местной природе очень хотелось.

Данное водное путешествия я планировал завершить в течение трех дней, я понимал, что часть сплава пройдет по реке с каменистым дном, а значит, меня поджидали швеллеры, пороги, плюс старая большая плотина в районе Житомира, несколько требующих обноса или проводки мостов. Как я предполагал каменистый участок реки займет примерно 35% моего маршрута. Дальше Тетерев становится полноводней, имеет песчаные, реже глинистые берега, включающие мелкие каменистые отложения. Данная река славится красивыми пейзажами, берега укрыты лесами (сосна, дуб, ель, клен, верба тополь), есть участки, где Тетерев течет через луга, болота, особенно на стыке житомирской и киевской областей.

В дорогу я с собой помимо бессменного спальника, рисовой крупы, сахара, чая, печенья, других съестных припасов ничего не брал, ни палатки, ни теплой одежды. Естественно была буханка черного хлеба, немного подсолнечного масла (200 грамм), соль, спички, легенький дождевик, алюминиевый котелок, то есть только необходимое. Я не планировал готовить кашу более одного раза, потому риса было не более 400 грамм.

В Житомир я добрался с Киева маршрутным такси, стоимость проезда всего 8 долларов, трасса отличная, не заметил, как приехал на автовокзал города Житомир. До реки я решил  подъехать на троллейбусе. От места высадки мне еще пришлось 30 минут топать к реке, время от времени уточняя у прохожих направление. Мне повезло, я по дороге заметил действующий колодец, расположенный в небольшом переулке, наверно в 500 метрах от берега реки. Я был приятно удивлен, ведь это был областной город, а в городе парой не найдешь теперь и колонку, не то, что колодец. Я набрал трехлитровую пластиковую бутылку чистой, вкусной воды, после сам вдоволь напился и пошел в направлении реки дальше. Было немного душно, как я сообразил, возможен через пару часов будет дождь, но ничего не сделаешь, если вымокну, то высушу потом вещи на солнце или костре, мне не впервой.

Я обошел территорию промышленной зоны какого-то предприятия, за которым обнаружил тропинку, ведущую к реке, среди зарослей кустарника, всевозможных сорняков. Спуск к реке был довольно полог, правда приходилось смотреть под ноги, дабы не споткнуться с байдаркой не спине и 15 килограммовой походной сумкой в руках. Впереди показалась небольшая поляна среди могучих верб, кустов орешника, а чуть в стороне крохотный пляж, протяженность 4-5 метра, но этого для безопасного спуска байдарки вполне было достаточно. Я снял с себя чехол с байдаркой, поставил рядом сумку, немного осмотрел местность, выбрал оптимальное для сборки байдарки место. Первым делом я окунулся в реке, смыл с себя усталость, пот, пыль дорог, как говориться, а потом очистил место, где собирался собирать лодку, от способного повредить шкуру мусора, сухих веток, осколков ракушек, камней, пивных пробок, кусков проволоки, стекляшек и тому подобного.

На противоположном берегу пару человек ловили на удочки рыбу, а так река была безлюдна, ведь был будний день. Я спокойно собрал байдарку, перенес в нее имеющиеся вещи, весло, воду, обувь. Я специально выбрал саму нижнюю относительно течения точку города, чтобы избежать обноса внушительных размеров Житомирской гидростанции. Я решил пройти вверх по течению до самой ГЕС, было интересно немного осмотреть город с реки. Житомир – не Париж, естественно, но ведь за  туры в Париж люди платят серьезные деньги, а тут все бесплатно, вокруг природа замечательная.

Я проплыл под автодорожным мостом, мимо какого-то крупного предприятия, мимо небольшого пляжа, лодочного причала, наверно расстояние в 3-4 километра, пока увидел массивную железобетонную стену плотины, за которой виднелся современный автодорожный мост. Все это я естественно запечатлел на своей фотокамере, хотя по правде ожидал я увидеть больше чего интересного. Минут двадцать ушло на то, чтобы доплыть до места старта моего речного слава, там уже отдыхала молодая семья с мальчиком 6-8 лет. Он стоял в воде, что-то искал на дне. Стоит сказать, что погода в тот день была не устойчивая, несколько раз начинал капать дождь, но быстро прекращался, показывалось солнце.

Сразу хочу сказать, что первое впечатление о реке было негативное, вода была грязная, течения практически я не наблюдал, ветки, мертвые водоросли, пустые бутылки плавали на одном месте. Ситуация кардинально изменилась после того, как я пересек старую плотину, возможно когда-то это была гидростанция, а может просто огромный гидрорегулятор, но строение было солидное. Там мне помог с обносом лодки ловивший рыбу мужчина довольно подозрительной наружности, руки в теремных наколках, но главное, что человек помог, а остальное не мое дело. Как только шум падающей воды за кормой стих, я заметил, как река начала преображаться прямо на моих глазах. Вода стала намного чище, русло стало петлять, по немного сужаться. Кое-где просматривалось иногда песчаное иногда каменистое дно. Природа вокруг начала оживать, что значит, отплыл дальше от большего промышленного города. Я вспугнул мимоходом несколько диких уток, водяную крысу.

Тетерев вился вдоль сосновых лесов, иногда проскакивали участки ели, которая отлично себя чувствовала возле реки. Леса нередко подходили к самой, воде, берега там были преимущественно обрывистые, выстой несколько метров, местами на берегах были разбросаны валуны, камни разного размера, небольшие скальные образовании. В тот день я доплыл до города Коростышев, то есть одолел дистанцию 50 километров, что вполне нормально, ведь я начал сплав только в час дня. Данный участок реки довольно красочный, я прошел большой автодорожный мост, два причудливой архитектуры железнодорожных моста, пару пешеходных мостов. Еще был на маршруте старый железный автодорожный мост, местного значения, а дальше мост-гидрорегулятор, который я еще долго буду помнить, но об этом после.

Как я сказал, меня впечатлила необычная конструкция стоящих друг от друга на расстоянии в 800 метров железнодорожных мостов, а именно чрезмерно высокие их быки, выложенные из камня, абсолютно одинаковые фермы. Только у одного моста ферма свисала вниз, а у другого моста наоборот вверх, будто это было зеркальное отражение первого моста.

За автодорожным мостом Тетерев разделялся на два узких порожистых русла, образу симпатичный остров, я выбрал правое русло, но и там мне пришлось проводить лодку среди мелкого каменистого русла. Уже через километр река обратно стала полноводной, широкой, течение поубавилось. Я плыл среди лесов, красочных каменистых холмов, время от времени видел диких птиц, речных животных, например бобров, выдр. Довольно живописно смотрелись на фоне реки, местной природы домики окрестных сел, которых было несколько на отрезке от Житомира до Коростышева.

Мои злоключения начались с шести часов, когда начался довольно сильный, с ветром дождь. У меня уже был опыт сплава во время ливня, потому я заранее предусмотрел подобное, тщательно упаковал свои вещи в кормовом и носовом отсеке байдарки. Все что боится сырости, находилось в герметичной упаковке, например спички, сахар, хлеб, фотокамера, размечено в верхней части сумки, чтобы данные вещи не подмочило снизу. Ливень был продолжительный, я уже через минут сорок стал мерзнуть, пришлось накинуть на голое тело полиэтиленовый дождевик. Он не пропускал влагу, защищал от ветра, то есть отлично спасал от переохлаждения в подобных ситуациях. Ближе к вечеру я подплыл к довольно безобидному с виду мосту. Это был мост-гидрорегулятор старого образца. С отчетов других байдарочников, плававших в этих местах, я знал, что такие мосты можно проходить без обноса, просто заплываешь в центральную коллекторную секцию и вперед, главное не зацепить бетонные стены.

Я, подплыв к мосту, немного изучил его конструкцию, спад воды в данном шлюзе был пологий, высота не более двух метров. Внизу было достаточно глубоко, не было камней, прочего опасного для лодки мусора. Все же я решил лодку провести через бетонное горло коллектор, дно было скользкое, плюс сильный поток воды. Не прошел я и половину пути по коллектору, как байдарку бегущим вниз сильным потоком байдарку начало разворачивать поперек течения, естественно удержать лодку против потока воды на скользком бетонном дне мне не удалось, меня и лодку выплюнуло с другой стороны злополучного моста. Мне повезло, что не я, не моя байдарка после подобного приключения не получили повреждения, нас ведь с силой выбросило на каменистое дно, перед этим протащив по бетону. Всплыв на поверхность воды, я заметил, что моя лодка и весло поплыли в разные стороны. Мне понадобилось примерно тридцать минут, чтобы прибуксировать вплавь к берегу байдарку, которая только благодаря своей конструкции не перевернулась. Далее минут десять я еще искал весло. Все это происходило под дождем, хочу заметить. Очень хорошо, что я перед ливнем спрятал чехол с фотокамерой в походную сумку, иначе бы точно пришлось покупать новый фотоаппарат. Немного отдышавшись, успокоившись, я поплыл дальше, а дождь стих только через сорок минут, под самый вечер. Именно после того случая я осознал, что  страховка для путешественников — это не такая уж и бессмысленная услуга.

За первый неполный, но чрезвычайно насыщенный день сплава я смог добраться до окрестностей города Коростышев. Место для ночлега я нашел только под вечер, в сосновом лесу, что рос вдоль довольно полноводной в этом районе реки. Мне ужасно хотелось развести костер, чтобы согреться, кое-что подсушить, приготовить горячей пищи, заварить чай. Пошедший только два часа назад ливень внес свои коррективы. Как я не искал, не мог в лесу найти сухого хвороста, все было основательно промочено продолжительным дождем. Поужинав холодными бутербродами, печеньем, запив все это водой, я невесело пошел расстилать немного подмокший спальник. Спать мне предстояло на влажной земле, с деревьев время от времени капали капли воды.

Спалось мне в первую ночь на Тетереве не сладко, было сыро и немного зябко, но ночь прошла. Начался второй день моего речного путешествия, погода обещала быть отличной, на небе я не увидел не единой тучи. Еще не было шести часов утра, а я уже был за веслами. Мне очень хотелось максимально использовать похожий день, пройти хорошую дистанцию.

В моих планах было провести следующую ночь в окрестностях поселка Белая Криница, а то и еще ниже по течению. Я прошел на байдарке пару километров, как увидел окрестности Коростышева, четь дальше местную плотину, участок реки перед ней и сразу после нее был усеян большими камнями, то есть обнос байдарки был неизбежен. Пристав к берегу, немного изучив его, дамбу, я сообразил, что обнос предстоял довольно не сложный. Это был коротенький обнос через не высокую дамбу, который занял всего 15 минут. Запечатлев на фотоаппарат плотину, возможно остатки разрушенной гидростанции, я поплыл осторожно дальше, из воды то и дело показывались внушительные камни. Об такой камень можно легко сломать весло или, с разгона наскочив байдаркой, ощутимо деформировать алюминиевый каркас лодки. На берегах покоилось немало внушительных размеров кусков гранита, камни буквально выходили там из земли наружу, образуя небольшие скалы среди хвойных и лиственных лесов. Все же сосна явно преобладала в местных пейзажах, ей в данной местности было привольно.

Мне пришлось пройти несколько порожистых участков реки, течение было сильное, потому нередко мне приходилось проводить байдарку, благо вода была теплой. Могу отметить, что участок от Коростышева до Радомышля мне больше всего пришелся по душе, ведь там великолепная природа, удивительное сочетание местами каменистой местами равнинной реки и девственных хвойных лесов.

Завершил сплав удачно, получил массу позитива, в планах совершить нечто подобное во Франции или Италии, нужно только немного поднакопить денег, да  оформить шенгенскую визу и вперед. Удачи!