Одиночный сплав на байдарке по реке Случ

IMG_5169Изначально хочу изложить краткий план маршрута сплава.

 

  1. Мирополь, Житомирская область, (старт)     0 км.
  2. Барановка                                                             32 км.
  3. Гульск                                                                   77 км.
  4. Новоград Волынский                                         90 км.
  5. поселок Малая Цвиля                                       115 км. (Финиш).

 

 

Сплав занял три дня, если не считать стартового дня, который практически полностью ушел на дорогу, сборку байдарки. В Мирополь добирался я поездом, с несложной пересадкой в Киеве. Расстояние от железнодорожной станции до места сборки байдарки около 3 км. Я прошел данную дистанцию пешком, неся на себе практически 40 килограмм поклажи. Да, те, кто предпочитают  лазурный берег Франции для времяпровождения отпуска, вряд ли на подобный экстрим согласятся.

Сама лодка, фартук, весла примерно тянут на 30 килограмм, плюс еще продукты, одноместная туристическая палатка, простенький спальник, котелок, прочие мелочи.

Стартовать я решил с места, что находится сразу за каменной дамбой местной плотины, для чего мне понадобилось перейти автодорожный мост, после спустится по довольно крутой каменистой тропинке вниз, к реке, кстати, спуск слева. Пресной водой я запасся по дороге, благо колодцев в данном населенном пункте предостаточно, вода вполне сносного качества, прозрачная, без болотного запаха. Я набрал три литра, ведь не всегда есть возможность накипятить воду с реки, заварить чай и тому подобное.

Возле старой плотины я был около шести часов, то есть от вокзала до реки я топал с короткими передышками более часа. На сборку байдарки, погрузку туда всей туристической амуниции ушло чуть менее 50 минут, то есть у меня еще до захода солнца оставалось около двух часов. Река в районе города Мирополь, за плотиной, учитывая тот факт, что был конец августа, весьма сухое лето, довольно полноводная. Река проходит через лесную, местами болотистую местность, плюс сказывается подпор находящейся двадцатью километрами ниже гидростанции. К реке подходят сосновые, ольховые леса, берега довольно низкие, хотя на первых порах, сразу за плотиной, все иначе, можно наблюдать огромные гранитные валуны, каменные пороги дна.

IMG_5182

Случ не отличается стремительным течением, русло более-менее прямое, не змееобразное как на многих других, пройденным мною ранее реках, хотя были участки, где про это утверждение забываешь. Начиная уже со второго часа сплава, я  начал подумывать о ночлеге, более внимательно изучать левый и правый берег, подыскивать подходящее для стоянки, ночевки место.

Основные требования к месту ночлега – это отсутствие рядом населенных пунктов, дач, отравляющих экологию реки предприятий, отдыхающих на реке компаний, наличие топлива для костра, плюс место должно быть сухим иметь плавный спуск к реке, чтобы можно было затащить на берег байдарку, прочее снаряжение туриста. Я стараюсь избегать мест, примыкающих к оживленным автодорогам, железной дороге, гранитным карьерам, прочим объектам, являющимися источниками шума. Желательно, чтобы плеса реки у места ночной стоянки было чистым, без водорослей, иначе есть шансы всю ночь напролет наслаждаться пением лягушек (деликатеса, если вспомнить  традиции французской кухни). Я нашел место в трех километрах выше гидростанции на левом берегу, где смешанный лес вплотную подходит к довольно широкой и полноводной в том месте реке. Прежде, чем вытаскивать на берег лодку, я тщательно изучил берег, удостоверился, что там нет представляющих опасность шкуре байдарки кусков стекла, проволоки, консервных банок, колючек растительного происхождения, например акации или шиповника. Место мне подошло по всем параметрам, был удобный водозабор. Это было действительно удобное для монтажа палатки, размещение лодки место. Первое, что я сделал, это поставил палатку, бросил внутрь спальник, кое-какую одежду, ведь ночь обещала быть прохладной, все-таки вторая половина августа.

Развел костер я уже в преддверье сумерек, с топливом проблем не ощутил, правда, пришлось немного побродить по окрестностям, пока насобирал достаточно хвороста, сухих веток, коры. Возле костра я, как обычно, если нужно приготовить котелок каши, заварить литру чая, вертелся более часа, после, немного подкрепившись, полез в палату, которая находилась в шести метрах от очага. Так, как я ночевал в лесу, где собирая топливо, заметил следы пребывания диких животных, в частности диких свиней, я в костер напоследок бросил несколько толстых веток, которые горели практически до самого утра. Данный прием помогает отпугнуть дикого зверя, плюс утром нет нужды заново разжигать костер, а это по утренней росе часто бывает задачей не простой.

IMG_5186

Первая ночь на реке Случ у меня прошла без происшествий, тихо и спокойно. Лесные жители меня не беспокоили, если не считать шороха от мышей, которые рыскали в поисках пищи по усланной сухой листвой земле, нескольких совиных вскриков. Уже в семь часов утра я возился у костра, раздувал угли, чтобы после согреть себя свежезаваренным чаем, что в промозглое, холодное утро, далеко не последнее дело, о чем знают все путешественники, будь-то водный, пеший, велосипедный или какой-либо другой вид туризма, активного отдыха.

Утро было довольно холодным, а небо безоблачным, хотя уже к полудню все изменилось, непонятно откуда появились темные тучи. Все же полноценного дождя в тот день не было, что-то несколько раз начиналось, но после 15-20 минут мелкой мороси заканчивалось. Температура после подомного каприза природы немного упала, но не сильно, чтобы я стал в лодке замерзать.

На втором часу пути, а я тронулся с места ночевки в восемь утра, я заметил очертания дамбы гидростанции. Обнос занял более часа, ведь лодку, прочее снаряжение пришлось тащить на себе более 300 метров по тропинке среди острых камней, кустарника. Обнос совершил в три этапа, а именно разведка, обнос предварительно разгруженной байдарки и обнос остального снаряжения (сумка с провизией, одежда, спальник, палатка, весло, питьевая вода и так далее).

IMG_5201

Ниже плотины река совершенно иная, русло уже, отлично просматривается каменистое дно, множество мелей, много участков, требующих проводки, иногда лодку приходилось просто тащить по траве, покрывавшей каменное дно. Берега реки стали выше, суше. Случ там течет среди сосновых, березовых лесов, места не слишком обжиты, можно сказать, глухие, неоднократно наблюдал диких птиц, есть рыба. По реке продвигаться было не просто, много водорослей, представляющих опасность для шкуры камней, останков деревьев. Старался держаться более высокого берега, где обычно река глубже, а течение стремительней, меньше водорослей.

В памяти осталась старая, давно не действующая мельница, построенная еще до революции. Впечатлила меня не только архитектура сооружения, но и добротность постройки, ведь зданию не менее 150 лет, а может и больше. Мельница находится на правом, довольно высоком берегу, немного в стороне простирается деревня, в двадцати метрах довольно ненадежный на вид автодорожный мост. Там же я обнаружил довольно неплохой сад (яблоки, груши, алыча, шелковица, вишни, сливы), где всего за десять минут пополнил свои запасы фруктов, ведь витамины как-никак организму нужны. Чудом не наступил на осколки бутылки, мог бы серьезно травмировать ногу. Именно на случай таких вот неприятных неожиданностей существует  медицинское страхование туристов. У меня подобная страховка есть, рекомендую всем данный недорогой, но действительно полезный сервис.

IMG_5265

За мельницей река немного глубже, менее заросшая водорослями, травой, но все равно средняя скорость сплава у меня была не более пяти километров в час, иногда попадались участки, где я мог разогнаться до 8 километров. Учитывая каменистый рельеф дна, малую глубину, особо разгоняться мне и не хотелось, боялся пропороть шкуру на камнях, обросших слоем острых ракушек. Участки, где дно было песчаным, я проходил быстрее, хотя и там была опасность повредить шкуру, ведь песчаное дно часто служит прибежищем для речных мидий, причем опасность представляют для байдарки острые как стекла осколки их ракушек.

В районе полудня я сделал остановку на час у живописного места возле старого соснового леса. Искупавшись, подкрепившись, я немного погулял по берегу, исследовал окрестности, обнаружил останки костра, то есть данное место иногда посещалось местными рыбаками, недалеко находилась небольшая деревня, чуть ниже по течению симпатичный пляж, за которым я зафиксировал небольшой паром.

Вторая половина дня прошла менее приятно, временами моросил дождь, солнце показывалось редко и ненадолго, цифровой фотоаппарат пришлось спрятать в водонепроницаемый чехол. Предо мной пронеслось несколько березовых рощ, походивших к самому обрыву берега, иногда попадали красавцы дубы, но чаще всего это был добротный сосновый лес, поросший кустарником. Неоднократно я замечал выступы гранита на берегах, валуны, частично занесенные землей. Были три-четыре холмистых участка, поросших смешанным лесом (сосна, береза, тополь, верба).

IMG_5275

В тот день я увидел первый на моем маршруте немецкий дзот, который размещается на довольно высоком правом берегу. Я не удержался, несмотря на погодные условия, сделал остановку, забрался с фотоаппаратом на этот самый холм, сделал несколько довольно неплохих снимков, панорама там не плохая, а вот само фортификационное сооружение на расстоянии выглядит лучше.

Место для ночлега я обнаружил только ближе к вечеру, уже начало смеркаться. Это было место между находящимися на расстоянии нескольких километров населенными пунктами. На берегу росла небольшая рощица старых верб, тополей, чуть в стороне росла огромная дикая груша, то есть была защита от ветра, можно было без особых усилий запастись топливом для костра, чуть дальше простиралось бескрайнее кукурузное поле. Пологий песчаный берег плавно спускался к воде, что упрощало подъем байдарки на берег, переноску туристической амуниции. Кострище я соорудил возле старой поваленной вербы, стойки для котелка смастерил из валявшейся там же толстой проволоки. Так, как кашу варить нужды не было, еще осталось полкотелка вчерашней, я заварил чай, после заварил еще литру на утро, чтобы наследующий день не разжигать заново костер. В тот холодный вечер я довольно долго сидел у костра, чуть ли не до полуночи, ночь была промозглой, немного докучали комары, когда я отходил от огня. Решил обратно зайти в интернет, пока батарей смартфона не разрядилась, разузнать, как дешевле совершить  обмен водительских прав на права нового образца, сколько данная процедура займет времени. Последние два часа я просто жег костер, топлива кругом было море, даже не пришлось ломать с деревьев сухие ветви, все это просто валялось у меня под ногами.

Проснулся я в семь часов утра, немного раньше, быстро раздул угли, нагрел прошлым вечером заваренный чай, разогрел рисовую кашу, плотно позавтракал, собрал палатку, прочие веще, погрузил свои пожитки в байдарку. Уже около восьми часов нос моей байдарки бодро рассекал воды реки Случ. Погода была ясной, солнечной, русло заметно очистилось от покрова водорослей, стал ощущаться подпор течения, сама речка стала полноводней, глубже, камни практически не попадались на моем пути до второй половины дня, пока я не подъехал к окрестностям Новоград Волынского. За первую половину дня я сумел покрыть довольно существенный по протяженности отрезок пути, умудряясь держать хорошую скорость (7-9 км в час). На данном отрезке многократно встречаются небольшие песчаные пляжи, небольшие островки, иногда берега достаточно крутые, обрывистые высотой до трех метров, поросшие лозой, камышом, тополем, березой, сосной, кленом, дикой яблоней, бузиной и так далее.

IMG_5304

В нескольких километрах от славного города Новоград-Волынский я запечатлел на свой цифровик еще один немецкий дзот. Правда, подняться к нему я поленился, берег был очень низки, болотистый, сильно заросший камышом, прочей болотной травой и кустарником. Река стала полноводной, широкой и я понял, что вскоре на горизонте появятся очертания плотины гидростанции, прочего, регулирующего уровень воды в реке, сооружения. Примерно через полчаса мои предположения подтвердились, мне предстоял весьма непростой обнос, дамба была высокой, берег усеян камнями, кусками бетона, бытовым мусором. При возможности я прошу людей мне помочь с обносом, если кто-то есть рядом, например рыбаки, отдыхающие и так далее, но в тот раз все пришлось делать самому. Обнос занял сорок минут, забрал немало сил, но с задачей я благополучно справился.

Стоит сказать, что в черте города река не полноводна, дно изобилует камнями разного размера, много участков, где необходимо байдарку проводить между выступающими из воды камнями, особенно непросто возле старой полуразрушенной гидростанции, мельницы, развалин крепости. Мне пришлось преодолеть три больших переката, прежде, чем я дошел до железнодорожного моста довольно интересного дизайна. В пределах города реку пересекают несколько пешеходных мостов, автодорожный мост. Правый берег покрывают старые дубы, строевой сосновый лес. Говорят, что подобные парки до сих пор можно увидеть в Австрии, Франции, они там под строгой охраной местных властей. Да, как только оформлю  виза в Европу, обязательно проверю эту информацию. Левый берег являет собой возникшие из земли гранитные породы, образующие причудливые скальные композиции. Иногда это довольно высокие, внушительного вида нагромождения гранита.

IMG_5367

Как только железнодорожный мост, а значит и город, остались за кормой, грести стало легче, река стала полноводной, глубокой, похоже, где-то впереди меня обратно ждал очередной обнос. Несколькими километрами ниже я увидел на левом берегу развалины старой гидростанции или мельницы, сейчас уже сложно определить точно предназначение вышеупомянутого сооружения. Похоже, что сама плотина была взорвана, потому все обошлось только проводкой лодки между останков дамбы, то есть огромных каменных глыбы. Там же было в избытке прочего, занесенного туда ранее течением, мусора в виде останков деревьев, полусгнившего остова рыбацкой лодки, нескольких досок с торчащими с них гвоздями, которые представляли реальную опасность любой туристической байдарке, плоту, резиновой лодке.

Препятствие было быстро и успешно преодолено, я напоследок сделал «несколько победных» фото. Заметив через полчаса пологий песчаный участок берега, причалил, было около трех часов дня, а я еще толком не отдыхал, с утра ничего не ел. Место, как я понял позже, было довольно обжитым, люди время от времени приезжали сюда автотранспортом отдохнуть, порыбачить и тому подобное. Все же я умудрился насобирать хвороста, разжечь костер, заварить себе чайку.

В четыре часа я был уже на веслах, хотелось покрыть за оставшееся до сумерек время как можно большее расстояние. Река становилась все полноводней и полноводней, а берега низкие, не редко заболоченные, что свидетельствовало о грядущей на моем маршруте плотине, поддерживающей такой высокий уровень воды в реке. В районе восьми часов я уже нес через выложенную бетонными плитами дамбу плотины байдарку, рюкзак с вещами, весло. Там мне тоже никто не соизволил помочь, хотя я особо о помощи и не просил, если говорить начистоту.

IMG_5391

Сразу за плотиной меня ждала обводка довольно приличного швеллера, плюс две газовые трубы, через которые пришлось практически перетаскивать лодку. С полноводной широкой реки Случ обратно превратилась в мелкий, извилистый ручей, плюсом было неплохое течение, довольно чистое от водорослей плеса вышеупомянутой водной артерии. Время от времени попадались участки, где гранитные породы выходили наружу, то там, то здесь я замечал, а иногда и натыкался, куски гранита разной величины, благо, что их края были не слишком острые, чтобы повредить шкуру байдарки, хотя пару царапин все же осталось. Я понял, что самое время подумать о месте, где я смогу безопасно и комфортно скоротать ночь, плыть в сумерках в подобных условиях было безрассудно, можно было запросто получить пробой, погнуть элемент алюминиевого каркаса лодки.

Вечер прошел вполне стандартно, я развел костер, приготовил пищу, поставил палатку, вытащил на склон, поближе к палатке лодку, очистил борта байдарки от прилипших ракушек, водорослей, ночь была пасмурной, не слишком холодной. Я, как обычно полез за смартфоном, продолжил подготовку к предстоящему туристическому мероприятию под кодовым названием «отдых во Франции», после еще 15 минут просидел в социальных сетях.

Четвертый день водного путешествия на байдарке по реке Случ я начал только в девять часов утра, долго спал, сказалась усталость, которой свойственно накапливаться. Буквально за два часа я прошел последний отрезок речного маршрута, добрался до поселка Малая Цвиля, конечной точки данного сплава. На сбор лодки, дорогу до автостанции ушло чуть более двух часов. Прибыл в Новоград-Волынский к трем часам дня, дальше продолжил путь домой пассажирскими поездами, сделал одну пересадку в Киеве. Несмотря на капризы погоды, речным путешествием остался доволен, особенно в память запали пейзажи в окрестностях Новоград-Волынского. Удачи!