Одиночный сплав на байдарке по реке Днестр

55506693Идея спуститься на байдарке по такой реке, как Днестр, у меня возникла еще два года назад. Заинтересовался этой рекой я после беседы с группой байдарочников. С ними я пересекся во время сплава по Десне. Кое-кто из их группы даже сплавлялся по рекам Западной Европы (Польша, Германия, Франция). Объяснил, что проблем с провозом спортивного снаряжения нет, главное   получить шенгенскую визу, все остальное дело техники.

Маршрут я начал разрабатывать на основании полученной от них информации, прочитанных мною в интернете информационных материалов. Речь идет об отчетах байдарочников, которые в разное время сплавлялись по Днестру. В энциклопедии водного туризма СССР, изданной еще в 1978 году, было предложено пару маршрутов, а именно сплав от Галича до города Залещики, протяжностью 200 километров и сплав от этих самых Залещиков до города Хотин. Город расположен на правом берегу Днестра, известен хорошо сохранившейся крепостью, которая было свидетелем многих исторических событий.

Немало просмотрел я электронной литературы, где описывалась сама река, природа тех мест, где она протекала. Я обратил внимание, что выше города Галич на байдарке плыть опасно, река каменистая, много порогов, то есть выше можно, но только на надувных плотах и так далее. Я решил объединить решил сократить первый вариант маршрута, то есть решил стартовать в городе Галич, а закончить сплав в окрестностях поселка Коропец. Протяженность полученного маршрута было 100 километров, то есть я должен за два дня управиться. Радовало то, что на этом участке нет гидростанций, требующих обноса, маловероятны заторы, ведь дно реки каменистое, подмытым течением деревьям не за что зацепиться. Смущали меня только две вещи — наличие большого количества участков реки, требующих проводки, обилие порогов, причем все это притом, что я раньше плавал только по тихим равнинным рекам. Ситуацию усугублял тот факт, что был конец августа, лето было сухое, практически не было хороших дождей, то есть и так не отличающийся глубиной Днестр был сильно обезвожен. Все же я не пожелал ждать до мая, июня следующего года, решил сплавляться в третьей декаде августа.

В данное речное путешествие я не брал палатки, хотя Западная Украина характеризуется дождливой погодой, только легкий дождевик. В походную сумку я положил килограмм сахара, 800 грамм солонины, подсолнечное масло, немного рисовой и гречневой крупы, кое-какие специи. С провизии у меня мало было того,  что любят есть французы, то есть цивилизованные европейцы, но пару дней можно прожить и на крестьянской пище. В дорогу был взят и фотоаппарат, ведь маршрут обещал быть красочный, на пути много природных, культурных достопримечательностей, хотя лучше бы я этого не делал, но об этом в свое время. Нашлось в моей сумке место для буханки хлеба, килограмма печенья, яблок, аптечки, спичек, кухонной утвари (котелок, ложка, литровая металлическая кружка). Легенький спальник, теплую рубашку, спортивные штаны, полотенце я поместил в чехол с байдаркой, как и пустую пластиковую бутылку для питьевой воды. Думаю, общий вес моей поклажи был 40 килограмм, может немного больше.

bakota10

Оптимальный способ добраться до города Галич, воспользоваться услугами железной дороги, правде мне еще предстояла пересадка в Киеве, но нечего, ждать ближайший пассажирский поезд на Ивано-Франковск нужно было всего 3 часа. Между прочим Галич – это практически пригород Ивано-Франковска. Железнодорожные билеты я покупал за неделю, потратил около 50 долларов с учетом платы за багаж. Путь до Киева оставил более приятные впечатления, чем время, проведенное в пассажирском поезде Киев-Ивано-Франковск. В плацкартном вагоне, где мне посчастливилось оказаться, было ужасно жарко, плюс еще довольно хамоватый проводник, решивший содрать с меня за постельное белье, хотя в билете данная услуга уже числилась оплаченной. Наглый проводник от меня денег не получил, постельное белье после небольшого скандала выдал, но зло на меня явно затаил. Дело в том, что в Галич поезд прибывал около 4 часов утра, в конце августа это глухая ночь. В обязанности проводника входит разбудить пассажира за полчаса до его остановки, отдать ему его проездной билет. Естественно будить меня никто не собирался, благо я вовремя проснулся, узнал у не спавшего соседа по вагону, когда мне выходить, иначе бы уехал в Ивано-Франковск.

В Галиче меня ждал еще один сюрприз, оказывается, местный вокзал на ночь закрывается. Мне пришлось более часа торчать под крыльцом расположенного рядом с вокзалом здания. Беда, как говориться одна не приходит, начался дождь, то есть Галич меня встретил весьма не гостеприимно. Чувствовал я себя тогда не очень, кругом темно, начинали образовываться на асфальте лужи, вокруг не души, только пара бродящих собак рылась в мусорном баке, который немного высвечивали фонари перрона. По правде бродячие собаки меня намного меньше волновали, чем постепенно нарастающий дождь. Мне совершенно не улыбалось торчать под продуваемым ветром крыльцом больше, чем положено.

Начало понемногу рассветать. Дождь практически превратился в мелкую морось, то есть я уже мог идти к реке, а именно к местному автодорожному мосту, под которым я собирался собрать байдарку, начать сплав. Я примерно знал, в какую сторону идти, где протекает река, но дополнительно расспрашивал встречающихся на пути прохожих, корректировал маршрут. Топать до моста мне пришлось около часа, хотя я планировал потратить на путь от вокзала до автодорожного моста гораздо меньше времени. Возможно, сказалось качество дороги, обилие больших луж, которые необходимо было обходить.

Автодорожный мост я увидел, когда покинул черту города, перед мостом к реке с дамбы спускалась грунтовая дорога, которой я дальше продолжил путь. Спустился к самой реке в двухстах метрах выше моста. Сразу скажу, что было не очень удобно собирать лодку на каменистом берегу. Да, если бы не вынужденный  обмен автомобильных прав на документы нового образца, я бы провел сплав по большой воде, было бы существенно проще. Я был неприятно удивлен тем фактом, насколько упал за лето уровень воды в Днестре, понял, что маршрут будет не простым, особенно для меня, человека, ранее не сплавлявшегося по горным рекам.

big_2669

Сбор байдарки я закончил через час, после еще пять минут переносил в байдарку свои вещи, тщательно укладывал их в кормовом, носовом отсеке, чтобы те не промокли от дождя, летящих с весла капель.

Вода в реке было теплая, немного мутноватая, течение среднее, хотя на перекатах, мелях оно сильно возрастало. Я благополучно проплыл под автодорожным мостом, глубина была 20-50 сантиметров, а вот возле находящегося немного ниже железнодорожного моста мне пришлось помучаться. Река настолько обмелела, что мне пришлось практически тащить байдарку по камням, вода лишь немного покрывала мелку гальку. Такая беда продолжалась около 500 метров, после река стала полноводней, глубина увеличилась до метра, то есть на время Днестр принял облик спокойной равнинной реки, течение практически не ощущалось.

По правде первый мой день по Днестру не был богат на красивые пейзажи, достопримечательности, обещанные красоты тех мест я увидел в последующие дни. Первый день был самым тяжелым в физическом и психологическом смысле, плюс мой моральный дух подламывало то обстоятельство, что небо было затянуто предвещающими дождь тучами, несколько раз начинал моросить дождь. Погода было в тот день довольно мрачная, не веселая. Время от времени Днестр с равнинной реки превращался в горную реку с стремительными бурными порогами, опыт прохождения которых у меня еще не выработался, я делал много ошибок, которые могли мне дорого стоить. Я в тот день чуть не сломал себе ногу, когда проводил байдарку через очередную гряду порогов, несколько раз ее чудом не пробил, не разбил об подводные камни весло. Вот так я тихо, не спеша махал веслом, любовался местными пейзажами, мечтал о пейзажах, которые ждут меня в Провансе и Французский Альпах, которые я планировал увидеть осенью, главное быстрее  сделать шенгенскую визу.

На отрезках, где река имела черты равнинной реки, было практически невозможно выбраться на берег, дно было настольно илистое, что ноги проваливались выше колен, после эту грязь очень тяжело было смыть, часть ее оставалась на ногах. Ко второй половине дня моя байдарка была настолько замазана этой грязью, что противно было находиться в лодке, мне пришлось ее мыть в экстренном порядке. Ближе к вечеру начали появляться первые признаки каньонов, небо начало проясняться. Погода постепенно начала налаживаться. Я проплывал мимо каменистых островов, поросших кустарником, довольно крупными деревьями, уже немного начал вникать в тонкости сплава по горным рекам, сообразил, где и как лучше проходить перекаты, которые обычно находились на поворотах реки. В результате сплав начал продвигаться быстрее, я минимизировал риски прикола, траты физических сил, то есть постепенно развивался, как байдарочник.

Я за первый день прошел не более 60 километров, но это был самый тяжелый участок маршрута, потому я был собой вполне доволен. Я на своем пути не встречал коллег по водному туризму, видел лишь одного рыбака за весь день, вода в Днестре, не блещущем в экологическом смысле, была практически безжизненной в плане рыбы. Я знал, что свое в этом плане наверстаю, ведь в сентябре, через месяц меня ждала незабываемая  морская рыбалка во Франции. С речной птицей было иначе, я неоднократно вспугивал черных цаплей, аистов, диких уток, лебедей, видел в небе орлов, вальдшнепов.

IMGP0086_89

В районе трех часов дня, наконец, показалось солнце, дул небольшой ветер, я начал подумывать о костре, вдруг к вечеру опять погода испортиться. Все же я решил немного с этим повременить, пусть ветер и солнце сделают свое дело, то есть подсушат еще влажный хворост. Прошло около двадцати минут, я услышал довольно характерное журчание воды, что доносился со скалистого правого берега. Я причалил возле каменистого берега, обследовал окрестные камни, обнаружил родник, вода была удивительно чистой, просто хрустального цвета, очень холодной, просто челюсть сводило. Вот так нежданно, негаданно я запасся питьевой водой, набрал полную пластиковую бутылку, объем которой 3 литра. Проплыв несколько километров, я решил, что пора приступить к реализации операции «обед». Русло в данном месте было не широкое, 15-20 метров, река сильно обмелела. Речная галька от воды до береговой линии покрывала берег на 10 метров. Местные использовали ее как строительный материал, всюду были следы экскаватора, грузовых машин, то есть речная галька, камни более крупной фракции регулярно выбирались.

Именно в таком месте я решил развести огонь, благо в тот день работы там не велись, гула техники не было слышно. В окрестностях было много вывернутых ковшом экскаватора сухих деревьев, кустов, то есть топливо для костра валялось везде, не было нужды даже таскать ветки. Я соорудил из крупных камней нечто, похожее на очаг, после разжег с помощью куска газеты костер. В тот раз я решил приготовить рисовую кашу, которая мне больше нравилась, чем гречневая каша, плюс была более калорийной. Я успел сварить кашу, заварить чай, как услышал треск веток, оглянулся и увидел направляющегося в мою сторону по каменистому берегу человека. Я немного всполошился, ну так, как тот был один, у меня под рукой лежали увесистые горящие головешки, которые могли послужить в качестве дубины, быстро успокоился. Как оказалось, человек подошел ко мне из праздного любопытства, вел себя исключительно добродушно, мы с ним немного поболтали. Парень все удивлялся, почему я путешествую один, спрашивал, где ночую, почему с собой не беру палатку и так далее. Попрощавшись с незнакомцем, я наконец-то смог насладиться только приготовленной мною кашей, которая на природе после тяжелого утра, практически суток тряски в поезде, казалась вкуснейшим яством, какое мне приходилось пробовать,  французская кухня просто отдыхает, как мне тогда казалось.

Естественно все это я заел печеньем, запил горящим чаем. Я завариваю сразу около литры чая, чтобы подольше не мучила жаждать, а еще я, таким образом, экономлю питьевую воду, которая у меня для экстренных случаев, ведь иногда костер разжечь нет возможности.

index

В тот день я миновал несколько деревень, ничего особенного не заметил в плане исторических достопримечательностей, обычные деревни в окружении карпатских гор, которые в тех местах не очень высокие, правда, иногда хребты подходили к самой реки, тогда открывающийся с байдарки пейзаж преображался. Помню, проплывал мимо какой-то деревни, ближе в 8 часам, на берегу паслись коровы, а возле берега сидели мальчишки-пастухи, как я понял. Возле байдарки я услышал всплеск воды, после еще один, сначала подумал рыба, а потом смотрю, что это пастухи по мне пуляют камнями. Мне повезло, что я держался противоположного берега, река там было довольно широкая, а пастухи  оказались плохими стрелками или метателями камней… Я даже не разозлился, настолько был удивлен глубиной тупости их действий. Раньше подобного со мной во время речных странствий не случалось, дальше словесных подколок, угроз, оскорблений дело не доходило. Наверно в здешних краях так принято встречать одиноких путешественников, нужно было делать выводы. Мне ужасно хотелось причалить за поворотом, после по берегу подкрасться к этим товарищам, хорошо им постучать по голове, дабы пробудить уснувшее сознание, но я скрепя сердцем погреб дальше.

Судя по вечернему небу следующий день, обещал быть солнечным, меня это несказанно радовало, пасмурная погода давно надоела. Как я говорил ранее, первый день я плыл в основном по равнинной местности, иногда попадались скальные участки, холмы, небольшие каньоны, поросшие хвойным, лиственным лесом, шиповником, орешником, кизилом и так далее. Место для ночлега в тот день я выбрал не слишком удачно, сказалось отсутствие опыта, поспешность. Несмотря на это переночевал в палатке я отлично, утро приготовил чая, сытно позавтракал. Не успел я опомниться, как мое речное путешествие подошло к финалу, на горизонте возникли дома поселка Коропец, конечной точки моего путешествия. Удачи!