Одиночный сплав на байдарке по реке Десна

3859289_IMG_0872Сплав по Десне, а именно по участку реки от города Новгород-Северский до села Вишеньки, я совершил в прошлом году, тогда же мне в сентябре выпал случай  отдохнуть в Париже, где тоже популярен байдарочный спорт, но это другая история уже, о ней в другой статье расскажу.Маршрут выбрал я оригинальный, а главное без водных преград, требующих обносов и так далее.

Десна довольно полноводная река, берущая исток в Смоленской области, далее она течет по территории Брянской области, а далее уже по Черниговской области, которую полностью пересекает с северо-востока на юго-запад. Недалеко от Киева Десна впадает в набравший там силу Днепр. Я выбрал отрезок от Новгород-Северского до Вишеньки потому, что река там полноводная, течение быстрое, средняя ширина русла около 80 метров. В интернете я нашел немало отчетов байдарочников, которые в разное время сплавлялись по данному маршруту, узнал, что данный маршрут не предполагает обносы, на этом участке реки отсутствуют гидростанции, шлюзы, понтонные мосты, маловероятны заторы. Данный маршрут отлично подходил для одиночного любительского сплава, обещал быть легким и интересным, ведь путь лежал через довольно живописные места.  

Водное путешествие по Десне я спланировал на начало августа, река была полноводной, мели меня особо не беспокоили. В моих планах было пройти речной маршрут максимум за три дня, хотя я надеялся вложиться в два дня. Старинный город Новгород-Северский, которому было за тысячу лет, являлся стартовой точкой моего сплава. Немного изучив спутниковую карту города, я понял, что для сбора байдарки мне идеально подойдет местный центральный пляж, над которым на холмах возвышался местный старый монастырь, главная достопримечательность города. Все маршрутные автобусы, обслуживавшие направление Чернигов-Новгород-Северский, делали там остановку. Мне оставалось лишь обойти территорию монастыря, спустить по лестнице к центральному пляжу и все.

В данное путешествие помимо двухместной байдарки я взял легкий спальник, походный котелок, килограмм ржаного хлеба, пряники, килограмм гречневой крупы, сахар, чай, 400 грамм солонины, специи. На всякий случай я захватил дождевик, пару зажигалок, если спички отсыреют. При мне было немного теплой одежды, шерстяная рубашка, штаны, теплые носки. Возможно, что ночью будет прохладно в довольно слабом спальнике. Спальник, как и большинство тряпья, я уложил в чехол с байдаркой, места там было предостаточно, а продукты, кухонную утварь, спички, аптечку и прочее аккуратно сложил в походную сумку, объем которой 15-20 литров.

3859289_IMG_0877

Железнодорожный билет до Чернигова был мною заблаговременно приобретен, не забыл я отплатить и перевес ручной клади, а это еще 15% от стоимости билета. В Чернигове я был в 5 часов утра, очень хорошо, что городской автовокзал находится рядом с железнодорожным вокзалом, нет нужды кататься по городу посредством городского транспорта, часто переполненного людьми. Рейсы на Новгород-Северский идут каждый час, то есть я уже ехал в рейсовом автобусе в сторону Новгород-Северского через 45 минут. В Новгород-Северском я был через 2 часа 38 минут, примерно около девяти часов утра, было уже относительно жарко. Спуск до пляжа, от старого монастыря, который несколько лет назад пережил масштабную реставрацию, занял у меня 15 минут, было тяжело продвигаться по ступенькам с грузом в 40 килограмм, боялся оступиться, упасть. Слава богу, спустился с лестницы к пляжу я без приключений, только немного вспотел, запыхался.

Пляж мне не очень понравился, раздевалки было в плачевном состоянии, много мусора, то есть явно не  лучшие места в Париже, но нам не привыкать, главное смотреть под ноги. Правда, там были установлены несколько симпатичных лавочек, пляжных грибков, которые хорошо бы было покрасить. Немного в стороне я заметил импровизированную площадку для игры в волейбол. На пляже было около десяти человек, а именно компания молодежи, играющая в волейбол и пара пожилых женщин, расположившихся на одной из лавочек, под небольшим навесом. Места для сбора байдарки там было больше, чем мне требовалось, я выбрал наиболее подходящий участок берега, очистил его от пивных пробок, ракушек и принялся за дело. Прошло 50 минут, моя байдарку уже было на воде, я неспешно укладывал в ее кормовой и носовой отсеки походную сумку, чехол от байдарки, где теперь находилась моя одежда, спальник, набор для ремонта байдарки, дождевик.

За час моего пребывания на пляже народу особо не прибавилось, возможно, для отдыхающих было слишком рано, а может просто будний день был тому причиной, мне не известно.

Начал сплав я в четверть одиннадцатого, солнце было высоко, ожидалась жаркая ясная погода. В окрестностях Новгород-Северского ширина реки 50-80 метров, хорошее течение, вода немного мутная, возможно причина в том, что берега Десны в основном глинистые, иногда на поверхность выходит мел, глей, белый песок. С реки открывается неплохой вид на возвещающийся на холме монастырь, который теперь функционирует как музей, раскинувшиеся на противоположном от города берегу леса, луга. Я прошел от пляжа всего 4 километра, как заметил с правого берега покоящийся на берегу остов старой баржи, а еще через полкилометра я проплыл под автодорожным мостом. В этом месте также был небольшой пляж, отдыхало пару компаний, заехавших туда на машинах.

3859289_IMG_0883

Стоит заметить, что я в эту речную экспедицию фотокамеру взял, но запасной набор батареек забыл положить в сумку. Я после не раз пожалел, что был вынужден экономить заряд аккумуляторов, на данном маршруте было что сфотографировать.

Сейчас Новгород-Северский не имеет такого значения, как во времена Киевской Руси, с этим городом связано немало исторических событий, личностей. Помимо старого монастыря, благополучно пережившего не одну войну, коммунизм, в городе сохранилось несколько старинных зданий, купеческие ряды, старый рынок, старая арка. Я сожалею, что не смог посетить все перечисленные достопримечательности. Стоит добавить, что еще 30 лет назад Десна была в этих местах судоходной, по ней регулярно курсировали до Чернигова грузовые баржи, пассажирский катер. Об этом сейчас лишь свидетельствуют пристани, построенные практически в каждой деревне, находящейся возле реки.

Я уже проплыл более 25 километров, как вспомнил, что забыл наполнить взятую мною для питьевой воды бутылку в музее-монастыре, где была общественная колонка. Я понимал, что в такую жару без воды мне будет трудно. Питьевой водой можно будет запастись у ближайшей деревни, лишь бы до колодца от реки не было далеко, чтобы байдарка была в зоне моей видимости. Вопрос с водой я уладил, правда, немного не так, как предполагал.

В районе трех часов дня я заметил впереди железнодорожный мост, за которым широкая в том месте река резко поворачивала направо, а на левом берегу я заметил большую лодочную станцию, рядом базу отдых. На причале стояло пару человек, я подплыл к ним, поинтересовался насчет питьевой воды, мне сказали, что в пятидесяти метрах от причала есть колодец, вода там удовлетворительного качества. Пришвартовал байдарку, схватил пластиковую бутылку и побежал к колодцу, не веря своей удачи, вода там, несмотря на близость реки, было отличной. Я не упустил случай немного покушать, скушал  французского сыра, где точно учтены все  традиции французской кухни, а на десерт отправил в желудок пару наливных яблок.

Я успешно запасся пресной водой, надеялся, что 3 литров на 2 дня хватит. Немного ниже лодочной станции находится большой автодорожный мост, после которого русло постепенно начинает сужаться, берега становятся выше, течение быстрее.

Первый день сплава запомнился мне огромным песчаным обрывом, расположенным справа, в том месте река образовывала большой залив, который уходил влево, как раз перед упомянутым мною холмом, густо поросшим сверху сосновым лесом. Высота обрыва было несколько десятков метров, я решил причалить к его подножью, в голове появилась шальная мысль забраться не верхушку холма, меня интересовал вид Десны с такой приличной высоты, пейзаж окрестностей. Я немного прошелся вдоль песчаного берега. Я заметил на песке след от недавнего ручья. Во время интенсивных дождей с холма по нему стекает вода, то есть это была своего рода тропинка для меня. Недолго думая, я начал подъем, песок под ногами служил плохой точкой опоры, если бы не растущие там кусты, торчащие с песка корни деревьев, забраться на холм у меня не вышло.

3859289_IMG_0885

Подъем занял минут десять, а может больше времени, но это меня особо не волновало, особенно когда я достиг цели. Вид сверху на извивающуюся среди лугов, лесных массивов Десну был потрясающий, пришвартованная к берегу, байдарка оттуда казалась крохотной, игрушечной лодочкой. Осмотревшись по сторонам, я заметил, что недалеко в сосновом лесу находилась база отдыха, ее территория была огорожена забором с металлической сеткой. Территория базы отдыха, как я понял, была под серьезной охраной, за забором, примерно в 200 метрах от себя я заметил охранника, чуть впереди которого бежала овчарка, странно, что она меня до сих пор не почуяла. Я решил не дожидаться, пока меня обнаружат, ведь я толком не знал, что это за объект, потому решил быстрее спуститься обратно к байдарке. Спуск был гораздо проще и веселее чем подъем, я съехал по песку вниз, как говориться на своей пятой точке, иногда при этом притормаживая ногами. Плавки остались, слава богу, целы. Особо не мешкая, я забрался в байдарку и погреб оттуда в направлении известного поселка Мезин, известного красивыми меловыми горами, где когда-то были стоянки древних людей. В этих меловых горах до сих пор не прекращены раскопки, данное место имеет статус краеведческого музея, регулярно посещается туристами, археологами.

По правде в тот день я до Мезина немного не доплыл, наверно километров 7, но все равно за неполный день на веслах прошел солидный отрезок речного маршрута. Присмотрел место для ночлега я за двадцать минут до наступления темноты, долго выбирал. Выбранное мною для ночной стоянки место располагалось на правом довольно высоком берегу, как раз на повороте реки, на самом повороте берег был полностью обрушен. Именно там я втаскивал на берег, а после спускал на воду свою туристическую байдарку. Только я втащил лодку на берег, распаковал спальник, как начало быстро темнеть, заметно активизировались комары. Я понял, что необходимо пока еще видно, собрать для костра топливо, развести огонь, ведь нужно было приготовить ужин, немного распугать комаров.

Сбор хвороста занял больше, чем обычно времени, приходилось далеко отходить от импровизированного лагеря, туда, где росли большие старые вербы. Костер я разжигал в кромешной темноте, луна куда-то исчезла, хотя вечером туч на небе я не заметил. Все же я благополучно раздул огонь, традиционная походная каша была готова в прошествии часа, на то, чтобы заварить чай, я потратил еще 30 минут. Ужинать я закончил в половине двенадцатого ночи, ел возле костра, дым отлично отгонял комаров. Ночь была безветренная, довольно теплая, но тепло от костра было моему телу приятно, вселяло чувство безопасности, хотя встретить в этих местах дикого зверя было маловероятно. В районе полуночи я окончил свои посиделки возле костра. Уже порядком сонный я полез спать в заранее приготовленный спальник, сон застал меня, когда я обдумывал план организации следующего отпуска. Я решил провести  отдых во Франции летом, где то в окрестностях Ниццы или Марселя, то есть время покажет.

3859289_IMG_0886

Вместо подушки я обычно использую надувное сидение, которое купил в комплекте с байдаркой, а от комаров защищаю свое лица, руки чехлом от байдарки, укрываюсь им с головой. Ночь прошла отлично, заснул я быстро, ни разу за ночь не просыпался, сон был крепкий. Из своего спальника я выбрался около пяти часов утра, начинало светать, сразу занялся разведением заново потухшего за ночь костра, хотел на дорожку попить горячего чая. Чай чудесным образом согревал, отлично тонизировал мой организм. Управился с горячим чаем я только к шести часам утра, тумана не реке не было, небо было ясным, значит, ожидалась к полудню жара. За десять минут я спустил байдарку на воду, перенес в нее свои вещи, весло, питьевую воду, затушил дымящиеся угли от костра.

Рано утром плыть невероятно приятно, вокруг тишина, наблюдаешь, как просыпается природа. Я прогреб менее часа, как заметил дома расположенной с правого берег реки деревни, как я сообразил, это был Мезин, чуть впереди я увидел небольшую паромную переправу местного значения. Немного внизу за паромом я с воды заметил несколько построенных на берегу беседок, рядом какую-то вывеску, вокруг росло несколько культурных яблонь, большая алыча. Я решил причалить, разведать, можно ли там разнообразить свой спартанский рацион фруктами. Это была уже территория мезенского краеведческого музея, от беседок влево и право шли две заасфальтированные дорожки. Я за пару минут собрал товарного вида яблок, пару штук съел на месте, остальное отнес в байдарку.

Место было симпатичное, начинался самый живописный участок моего сплава, то есть меловые горы, которые образовывали красивые поросшие лесом каньоны.

Природа вокруг была совершенно другая, было чувство, будто я плыву уже не по Десне, а по совершенно другой реке. Одна гряда живописных меловых гор сменяла другую, так продолжалось несколько часов. Меловые горы иногда достигали высоты до 50 метров, были густо покрыты различной лиственными, хвойными породами деревьев, кустарником. Особенно красиво на огромных холмах смотрелись березы, клены, сосны, орешник. Вода в реке стала намного прозрачней, берега уже не были глинистые, как прежде, теперь дно покрывал песок, меловые наслоения. Это, конечно не  Прованс когда цветет лаванда, но по своему красиво и живописно. Ландшафт стоит того, чтобы его увидеть, сфотографировать на память.

У подножья одного такого хребта я заметил лагерь археологов, а чуть позже обогнал группу байдарочников, которая насчитывала более десять лодок, как я понял, лодки были арендованы, судя по наклейкам на однотипных трехместных байдарках, укомплектованных веслами одного и того же производителя. На всех были натянуты спасательные жилеты, то есть все было чинно, никакого духа приключений. Я с улыбкой обогнал эту экспедицию, представляя как наверно им было комфортно в такую жару одетым в шорты, футболки по рукава, спасательные жилеты. Как я уже не раз замечал, байдарочники, в особенности те, кто выбрался на реку на байдарке первый раз в жизни, негативно реагируют, когда их обгоняют. В след мне полетело несколько нелицеприятных восклицания, вызвавших у меня еще больший смех. В дороге встречаются разные люди, чаще нормальные, хотя иногда можно попасть и таких вот субъектов, главное не вступать в дискуссию, не заводится самому, то есть быть мудрее их.

Я довольно быстро оставил данную экспедицию за кормой, а после второго поворота реки их вообще не встречал, как еще одну группу байдарочников, которую обогнал в окрестностях поселка Вишенки. Причина естественно не в моем физическом или техническом превосходстве над членами данных речных экспедиций, а в весе, то есть на их трехместные, двухместные байдарки приходилось веса в 2.5 больше, чем на мою лодку. Стоит сказать, что преимущество в количестве весел мало кто мог использовать эффективно, грести синхронно, синхронно входить в повороты не так-то легко, особенно когда речь о трехместной байдарке, где на веслах сразу три гребца. Часто я наблюдал, как кто из тройки просто сидел с веслом в руках, пока другие рвали жилы, а то и вообще мешал тем грести, сбивая тех с темпа. Особенно такие моменты заметны на поворотах, обходах препятствий, например затонувших деревьев. Удачи.