Любительский сплав на байдарке по реке Горынь

IMG_4001Два года назад один мой приятель рассказал мне, как спускался на байдарке с приятелем по реке Горынь, которая протекает по территории Ровненской области. Я решил повторить его маршрут «деревня Золотолин – город Дубровица» протяженностью примерно 140 километров. До вышеупомянутой деревни я доехал автобусом от городка Сарны, куда часом ранее прибыл пассажирским поездом. В общем, на дорогу у меня ушло достаточно много времени, ну это не беда, зато я забрался в места, не пострадавшие от цивилизации, увидел девственную природу тех мест.

На то, чтобы собрать байдарку, спустить ее на воду, у меня ушло около часа, еще 20 минут я потратил на легкий завтрак,  кухня во Франции в данном смысле вне конкуренции, но в походных условиях главное питательность и хорошая усвояемость пищи.

а в одиннадцать утра начал сплав. Сразу хочу отметить, что сплавлять по такой реке, как Горынь на байдарке, сплошное удовольствие, вокруг просто сказочные пейзажи. В 13.30 я пришвартовался к песчаному берегу. Сосновый лес там приближается к реке практически вплотную, а чуть левее простирается небольшой поросший цветущими дикими травами луг, по которому извивается грунтовка, которой не часто пользуются, если судить по накату. На окраине соснового леса я заметил, кем-то, пару лет назад, сколоченный из толстых досок стол, массивную колоду, служившую вместо лавочки, чуть в стороне остатки костра. По видимому там пару недель назад какая-то компания устраивала пикник на природе, чуть в стороне от костра лежала небольшая куча из пустых пластиковых бутылок, стеклотары, баночек из-под пива, оберток от конфет, консервных банок и тому подобного бытового мусора.

Я перенес с байдарки основную часть своих вещей на берег, туристическую сумку водрузил на деревянный стол, то есть занялся приготовлением обеда. В тот день в меню у меня была гречневая каша. Я положил все ингредиенты в котелок, заблаговременно наполненный речной водой. Я первым делом решил заварить чай, после уже заниматься кашей, которую надеялся приправить «лесным мясом», то есть грибами, которые по моему разумению должны были быть в сосновом лесу, ведь стояли последние числа мая, в мае довольно часто проходили дожди, а ночи стояли теплые. Я просканировал тот лес вдоль и поперек, потерял 40 минут, но так не одного съедобного гриба там и не обнаружил, только чуть не наступил на черную лесную гадюку, гревшуюся у старого пня. Я не стал расстраиваться, распалил за пару минут костер, поставил котелок с кашей на огонь, уже через 35 минут каша была совершенно готова.

Данное место мне очень понравилось, ведь там чистая река, есть удобный спуск к воде, место довольно безлюдное, рядом красивый сосновый лес, то есть кругом масса замечательного и быстро воспламеняющегося топлива. Лиственных деревьев, в особенности лещины и березы, где так любят жить лесные клещи, там, что не маловажно, не растет. Я выкроил двадцать минут на работу с самоучителем иностранного языка, уже два года стараюсь выучить  французский язык, который мне почему-то сложнее дается, чем испанский язык. В конце мая, начале лета гадюк в лесу всегда много, потому инцидент с замеченной мною у трухлого пня змеей, я во внимание даже не беру. Открытое мною место отлично подходит для дневки, ночлега и так далее. С другой стороны водный туризм предполагает активный отдых, движение, постоянную смену обстановки и тому подобное.

Как только с обедом было покончено, я перетащил свои пожитки обратно в байдарку, и недолго думая отчалил, твердо зная, что впереди меня ждут новые пейзажи, приключения и впечатления.

IMG_4030

Ветер действительно стал менее порывистым, постепенно начал униматься, хотя полностью стих только под вечер. В районе пяти часов я миновал лодочную станцию, где пополнил почти иссякшие запасы питьевой воды, немного пообщался с местными рыбаками. Я продолжал грести, изредка делая небольшие остановки, до десяти вечера, дабы максимально компенсировать дневную стоянку, стоившую мне почти три ходовых часа. Думаю, я тот день оставил за кормой не более 60 километров, чему обязан в первую очередь ветреной погоде, частично усталости, что накопилась в моем теле за четыре дня интенсивного сплава. Ночевал я двумя километрами ниже поселка Степань, место выбрал не очень удачно, благо, что не было необходимости готовить на костре пищу, с топливом для костра там был «полный аврал». Я уже в сумерках затащил на довольно неудобный для заноса байдарки берег лодку, вещи. В данном месте река текла вдоль безбрежных лугов, лес виднелся где-то далеко в стороне, рядом деревьев практически не было, если не считать группу молодых диких груш, да еще какой-то неизвестный мне вид кустарника. Собирать палатку пришлось практически в кромешной темноте, небо под вечер затянуло тучами, что же касается костра, то я даже и не пробовал. Только я забрался в спальный мешок, так сразу и отключился, проснулся в семь утра следующего дня.

Второй день любительского сплава по речке Горынь прошел более продуктивно, чем первый день, ветра в тот день практически не было. Я за день преодолел дистанцию от населенного пункта Степань до деревни Бережница, возле которой находится большой автодорожный мост, по которому проходит автострада Столин – Сарны. Начал сплав я только в девять часов, долго возился с завтраком, полчаса ушло на то, чтобы побриться, столько же на сборы. Усталость в моих руках день от дня только накапливалась, что негативно сказывалось на скорости сплава, я часто делал остановки на отдых, практически каждый час. Я знал, что преодолел добрых треть маршрута, оставил за кормой более сотни километров. Осознание этого существенно подымало мой моральный дух, мне даже кажется, придавало сил, но все равно общая усталость вносила свои коррективы, за день было пройдено не более 50 километров.

IMG_4045

Первые три часа, где то до полудня, река тянулась вдоль лесных массивов, а после текла исключительно по лугам, огибая деревни, которые тянутся там непрерывной чередой. Данная территория Ровенской области очень густо заселена. Пару раз мне приходилось замечать большие стада лошадей, которые находились на выпасе. Мне вспомнился прошлогодний  тур во Францию, осмотр «французской глубинки», где также активно занимаются скотоводством, сельским хозяйством. В данных краях успешно развивается коневодство, люди выращивают овец, крупный рогатый скот, гусей, уток. Я был удивлен, насколько там развито фермерское хозяйство, сколько настроено современных тепличных комплексов, зернохранилищ и тому подобного.

Местные жители, как я после узнал, промышляют кустарной добычей янтаря, который в тех краях залегает на не большой глубине. Большинство пользуются простыми инструментами, такими как лопата, ведро, лоток и так далее, но есть люди, которые добычей янтаря занимаются на профессиональной основе, имеют в своем арсенале современное оборудование (помпы, насосные станции, экскаваторы и так далее). Янтарь для многих местных жителей является основным источником заработка. Люди за сезон (четыре — пять месяцев) зарабатывают больше, чем, если бы они целый год работали на какой-то местной фабрике, агропромышленном предприятии.

В районе четырех часов дня я увидел впереди огромный автодорожный мост, по которому проходит автомагистраль Киев – Ковель. Я не удержался, пришвартовал байдарку у правого берега, убедился, что рядом никого нет, достал фотоаппарат из чехла и направился к довольно высокой дамбе, дабы по ней подняться на громадное железобетонное сооружение. С автодорожного моста отлично просматривается окрестная территория, сама река, окрестные населенные пункты, в частности поселок Городец, окруженный несколькими озерами. Мост довольно высокий, река просматривается на несколько километров, но находящийся несколькими километрами ниже железнодорожный мост не виден. Я сделал с моста несколько удачных фотографий на память, (не таких живописных, как  фото Парижа летом, сделанные годом раньше, но все же), после обратно спустился с дамбы моста, вернулся к пришвартованной байдарке. Упомянутый железнодорожный мост я увидел только через полтора часа, естественно, снял данный объект на свою цифровую фотокамеру. Я фотографирую автодорожные, железнодорожные мосты, плотины шлюзов или гидростанция не потому – что считаю данные сооружение предметом архитектурного искусства или чем-то в этом вроде. Данные объекты позволяют мне вести хронологию сплава, планировать маршрут, проводить расчеты относительно средней скорости сплава, своего фактического местонахождения.

IMG_4094

Русло Горыни делает резкий поворот вправо сразу за железнодорожным мостом, заметно сужается. Местный ландшафт дополняют огромные дубы, оккупировавшие левый берег. Деревья большие, растут друг от друга на приличном расстоянии, просто удивительно, как их до сих пор никто не умудрился пустить на паркет. Так я плыл по довольно полноводному, глубокому и стремительному, как для равнинной реки, руслу, оставляя за  кормой населенные пункты, деревянные мосты, паромные переправы, лодочные причалы. Неоднократно на моем пути встречались любители рыбной ловли, рыбачившие с деревянных, резиновых надувных лодок, просто с берега. В районе восьми часов я стал свидетелем настоящего рыбацкого счастья, пожилой мужик при мне поймал на спиннинг 15-килограмового сома.

Я в тот день плыл до девяти часов вечера, ночевал в окрестностях поселка Бережница, от которого до Дубровицы, конечной точки моего речного турне, всего какие-то 35 километров (по реке). На ночь я расположился на небольшой полянке, окруженной вербами, березами, молодыми тополями. Я не спеша занес на берег вещи, байдарку. Лодку я водрузил на землю вверх дном, чтобы лучше стекала вода, после занялся палаткой, установка которой обычно занимает у меня 10-15 минут. На обустройство костища, организацию самого костра я потратил гораздо больше времени, ведь только на сбор топлива у меня ушло более 40 минут. В тот вечер я приготовил пол котелка рисовой каши, заварил чай. Я знал, что это моя последняя ночь на реке Горынь, не сомневался, что сумею без особого труда преодолеть последние три с половиной десятка километров маршрута. В тот вечер я, покончив с ужином, долго не хотел идти к палатке, просто сидел на корточках у огня, время от времени бросая в костер сухие ветки, грелся, наслаждался единством с природой, вечерней прохладой.

Седьмой и заключительный день речного путешествия на байдарке по живописной реке Горынь прошел быстро, ярко, динамично, ведь мне пришлось преодолеть два понтонных моста, требующих обноса. Первый понтонный мост я обносил самостоятельно, а вот второй мост понтонный мост, совсем недалеко от Дубровицы, мне преодолеть помог парень, который прогуливал у реки собаку. Река в окрестностях данного населенного пункта существенно ускоряет течение, русло начинает сильно извиваться, на поворотах сильно сужается. Особых природных или рукотворных достопримечательностей не наблюдается, тот же незатейливый, по-своему красивый ландшафт, поросшие кустарником, лиственными деревьями высокие берега, встречаются песчаные пляжи. Естественно места те места не столько популярны среди туристов, как скажем  курорты Франции или Турции, но зато там турист может увидеть девственную природу, провинциальный быт. Сам населенный пункт раскинулся на правом берегу, садовые участки, огороды горожан подходят практически к самой реке.

IMG_4111

В районе двух часов дня я миновал большой автодорожный мост, за которым речка делает небольшой поворот, а за поворотом находится хорошо обустроенный городской пляж. Именно там я решил завершить свой маршрут. Пляж практически был пуст, только пару отдыхающих. Изначально я перенес на берег из байдарки и сложил возле беседки все свои вещи, после снял надувное сидение, фартук. Байдарку я тщательно вымыл от грязи, мела, песка, после затащил на берег, перевернул вверх дном, чтобы быстрее стекала вода, попавшая в полые элементы корпуса лодки. Примерно через полчаса, когда лодка полностью на солнце высохла, я принялся разбирать ее. Как только лодка была полностью разобрана, шкура отдельно, корма отдельно, стрингеры отдельно и так далее, я решил сделать небольшой перерыв на обед. Пока я обедал, шкура из ПВХ сушилась на солнце. Полностью собрал и упаковал байдарку в рюкзак я по завершению своей нехитрой трапезы, состоящей из рисовой каши, соленого сала, пряников и чая. Там же на пляже я почистил котелок, кружку, в которой несколько дней в подряд кипятил на костре воду, заваривал крепкий чай.

Я разузнал у местных, что ближайшая маршрутка на Киев ожидается не ранее 11 вечера. Спешить на автостанцию мне было не нужно, я мог отдыхать на пляже до самого вечера. Еще час покопаться в интернете, нужно было уточнить такой момент, как аренда  авто во Франции, цена, условия предоставления услуги иностранцу. Я, еще не закончив одно путешествие, готовился к новому, вот так.

Я узнал, что до центральной автостанции от автодорожного моста можно доехать городским транспортом, а именно автобусом, курсирующим между железнодорожным вокзалом и центральной автостанцией. При большом желании до автовокзала можно добраться и пешком, расстояние не более 4 километров, то есть за час можно одолеть. Я очень хорошо провел время на этом небольшом, но очень уютном пляже, немало общался с довольно дружелюбно настроенным местным населением, купался в реке, загорал. Покинул пляж я только в половине девятого вечера.

IMG_4130

От пляжа до автострады всего 100 метров, которые я одолел без особых усилий, дальше уже шел по тротуару, задержался на несколько минут у колонки, пополнил запасы питьевой воды, прошел еще 50 метров, до остановки. Прошло еще 15 минут, и я поймал проходящий рейсовый автобус, который доставил меня за чисто символическую плату прямо до здания центрального автовокзала. В одиннадцать с копейками я сел на автобус Заречье – Киев, который довез меня за 6 часов до центрального киевского железнодорожного вокзала, билет обошелся мне в 10 долларов. С Киева я уже добирался домой железнодорожным транспортом.

Река Горынь оставила у меня много приятных эмоций. Неделя, которую я провел на этой живописной реке, пролетела удивительно быстро, очень ярко и насыщено. Горынь мне, как байдарочнику, приглянулась тем, что на ней мало построено шлюзов, гидростанций, которые уродуют природу, сильно усложняют сплав. Данная река славится быстрым течением, в реке много рыбы, дикой птицы, речных животных, например тех же бобров, которых в последние годы не так просто встретить. Данный маршрут могу рекомендовать всем, кто имеет маломальский опыт сплава по равнинным рекам, кому милы пейзажи западной части украинского Полесья, кто просто любит еще нетронутую беспощадной цивилизацией природу. Удачи!